Впрочем, разрыв в первой пятерке и даже десятке кандидатов — минимальный: у Тимошенко — 10,5%, а у Порошенко — 4,8%. По меркам социологии и политики это мало.
В то же время опрос «Рейтинга» обозначил еще одну важную цифру: 21% опрошенных выступают за продолжение военных действий до полного восстановления украинской власти на всем Донбассе. Проще говоря, за войну до победного конца.
Какие политические силы будут претендовать на этот «военный» электорат, в комментарии изданию Украина.ру сообщил политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
— Насколько сегодня силен тренд «партии войны» в украинской политике? После 2014 года главными «ястребами» был «Народный фронт», но теперь у них очень низкий рейтинг, на уровне статистической погрешности. Кто вместо них будет претендовать на желающий продолжения войны электорат?
— Я думаю, этот электорат оценивается примерно в треть общества, около 30%. И, несмотря на уход «Народного фронта», этот электорат достаточно стойкий, очень консервативный, и он будет порождать политические силы, которые будут отстаивать эту точку зрения.
Прежде всего, этот электорат, конечно, является электоратом правых. И я ожидаю возвращения «Свободы» в парламент 2019 года. Кроме того, этот электорат потихоньку растягивают Блок Петра Порошенко, «Радикальная партия» Ляшко, «Самопомощь». В меньшей мере — Тимошенко. Но все понемножку его растягивают.
Больше такого консолидированного представительства, каким был «Народный фронт», этот электорат не будет иметь в следующем политическом цикле. Поскольку все равно за последние 5 лет он потерпел определенное моральное поражение. Потому что война не принесла победы. Более того, есть глубокое разочарование властью, которая продвигала эти тезисы. Этот электорат тоже в значительной мере разочарован.
Этот электорат фрагментируется, но, безусловно, он будет оказывать существенное влияние и давление на украинскую политику.
— А может ли «Народный фронт» провести ребрендинг, создать или раскрутить какую-то другую партию? Вряд ли Турчинов, Аваков, Яценюк, Парубий откажутся от политических амбиций…
— Более вероятно, что они останутся в политике, в парламенте, присоединятся к другим политическим проектом. Но у них уже не будет такой силы.
А этот («воинственный» — ред.) электорат фрагментирован на разные политические группы, радикальных политических лидеров, которые будут представлены в разных политических группах одновременно, но не будут единым политическим кулаком, каким был «Народный фронт».