До последнего у киевлян теплилась надежда, что власти столицы во главе с мэром Виталием Кличко передумают, не будут поднимать цену на проезд в городском транспорте. Но чуда не произошло.

В мэрии заявляют, что в Киеве сейчас — самая низкая цена проезда в Европе, 4 гривны — около 9,5 рублей. Но уже с 14 июля ситуация изменится: за жетон метро и билет на троллейбус/трамвай/автобус придется выложить уже 8 гривен — примерно 19 рублей.
Не отставать решили и другие перевозчики: в частных маршрутных такси намерены тоже поднять цену и сравняться с гортранспортом.

Всё (не) для людей

Первый заместитель председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА) Николай Поворозник объясняет повышение проезда в метро и городских трамваях, троллейбусах и автобусах низкой заработной платой работников.

«Дополнительные средства, которые будут привлечены после повышения, пойдут на выплату зарплат, а также оплату горюче-смазочных материалов и электроэнергии для обеспечения работы этих двух предприятий. Дело в том, что пассажиры не видят, что происходит в том же КП «Киевпасстранс». Сегодня есть свободные вакансии в этом предприятии для более 2000 человек. Водитель, работающий с раннего утра до позднего вечера, должен отдыхать два дня, но имея такое количество вакансий, «Киевпасстранс» не может себе такого позволить. А почему не хватает водителей? Потому что низкая заработная плата. Поэтому, с одной стороны, цены за проезд в транспорте «кусаются», а с другой — около 10 000 работников «Киевпасстранса» и 8000 работников «Киевского метрополитена» работают сверхурочно», — сообщил чиновник.

При этом в киевской мэрии уверяют, что часто ездящие в метро не ощутят на себе повышения тарифов. Если покупать поездки оптом, они обойдутся около 6,5 гривен (16 рублей) за штуку.

Социальный дефолт: почему в Киеве вдвое дорожает проезд в гортранспорте

Перевозчики не отстают

Но киевляне на уговоры властей не поддаются. В четверг, 12 июля, под зданием мэрии прошли сразу два митинга. Люди протестовали против повышения тарифов, уверенные, что народ водят за нос. Требовали перед повышением цен провести аудит, чтобы узнать реальную прибыль транспортников и как ею распоряжаются власти.

В то же время сотрудники КП «Киевпасстранс» и столичного метро пришли к мэрии поддержать решение властей: они за повышение тарифов, потому что благодаря этому работникам обещали поднять зарплату.

Уже готовят повышение и владельцы частных маршруток. Пока проезд в них стоит 5 гривен (около 12 рублей), но это ненадолго: грядущее повышение до 8 (19 руб.) объясняют «возникшей необходимостью». Якобы из-за роста цен в городском транспорте люди чаще будут ездить на маршрутках, увеличится нагрузка на машины и они быстрее придут в негодность.

С ужасом ждут роста цен жители пригорода Киева. Большинство работает в столице, но коммунального сообщения с ней просто нет — ежедневно приходится выкладывать от 12 до 20 гривен за проезд (от 30 до 49 рублей). Теперь же поездки прибавят в стоимости еще минимум 3 гривны (7 рублей).

Горожане — против

Год назад, 15 июля 2017 года, в Киеве уже поднимали стоимость проезда: в метро — с 4 до 5 гривен (с 10 до 12 рублей), в городском электротранспорте — с 3 до 4 гривен (с 7 до 10 рублей).

Тогда тоже была официальная причина: заявляли, что цены растут из-за подорожания электроэнергии в 4,6 раза, повышения минимальной зарплаты в стране в 2,6 раза, а также из-за увеличившихся в цене горючего, воды и запчастей.

В мэрии уверяли, что увеличение тарифов позволит покрыть затраты на электроэнергию и компенсировать расходы на заработную плату работникам. Впрочем, в самих муниципальных предприятиях были недовольны повышениями, заявляя, что цены должны расти гораздо быстрее.

Теперь пришла очередь недовольства киевлян. Правда, большинство все-таки изливает негатив в социальных сетях, а не выходит на улицы с требованиями.

«Минимальную зарплату украинцам повысили на 40 гривен, а проезд повышают почти в два раза. Где логика?! При этом мэрия увеличивает тарифы ЖКХ, дорожают газ, вода, свет. Они хотят, чтобы мы платили как в Европе, а зарплату нам платят, как в Африке», — возмущается киевлянка Светлана Терентьева.

Попутно горожане пишут, что ездить приходится в грязных салонах автобусов и трамваев, в компании откровенных маргиналов. Также люди сильно сомневаются, что поручни в киевском транспорте дезинфицируют минимум раз в день, как это делают в Европе.

Социальный дефолт: почему в Киеве вдвое дорожает проезд в гортранспорте

Бунта не будет

Вопрос с ростом тарифов решен окончательно, киевские власти ничего менять не будут, даже несмотря на протесты горожан, уверен политолог Андрей Золотарев.

«В отличие от Януковича, сегодня у власти находятся циничные и лицемерные люди, которые могут одеться в личину патриотов, ультранационалистов, исходя из политической конъюнктуры, чтобы извлечь выгоду любым способом. Банально грабя страну. Они добровольно не уйдут, но и за четыре года они ничего для страны предложить не могли, кроме лозунгов: «Жить по-новому!», — говорит Золотарев в комментарии изданию Украина.ру.

За это время власти довели экономику до краха, обвалили гривну в три раза, повысили коммунальные тарифы в десять раз, снизили доходы населения более чем в два раза, перечисляет эксперт.

«По сути, произошел социальный дефолт государства, двухсторонний отказ от социальных обязательств. При продолжающейся войне, при раздувании гуманитарных, межконфессиональных конфликтов. Этих людей надо отстранять, убирать от власти. А потом — давать уголовно-правовую оценку из деятельности», — отмечает политолог.

Проблема еще и в том, что следом за Киевом будут поднимать тариф на проезд в городском транспорте в регионах, подчеркивает Золотарев.

«Любой бунт украинцев сегодня обречен на неудачу до тех пор, пока не появится политическая сила, которая сумеет возглавить протест, с четкой программой действий. Пока социальные недовольства носят стихийный характер, с ними власти справиться легко. Если люди объединятся в социальном протесте под руководством одной из политических сил, тогда действующей власти придет конец», — резюмирует политэксперт.

Но даже если найдутся вожаки, гарантировать социальные «тарифные» бунты никто не может. Украинский народ — очень терпелив, может и это стерпеть.

Всё в сравнении

Если сравнить цены и тарифы на проезд на городском транспорте в Киеве и, например, в Москве, то сразу обнаруживается, что в столице Украины цены в 5 и более раз ниже московских.

Но это — кажущаяся разница. Например, цены за коммуналку, свет и газ в Киеве в три и более раз выше, чем в Москве. Пенсии и зарплаты, наоборот, ниже в те же разы.

Но не это главное. Тот же Московский метрополитен и прочий городской транспорт после повышения цен на билеты значительно обновился, многие старые станции и остановки отремонтированы, ежегодно в Москве открываются новые станции и маршруты. То есть увеличение цены сказалось прежде всего на улучшении транспортного обслуживания и повышении комфорта.

Чего нельзя сказать про Киев. Практически все деньги, которые поступят от повышения цен пойдут на погашение прошлых долгов и увеличение зарплаты водителям и обслуживающему персоналу, зарплаты которых — самые низкие в Европе.