Закон был принят еще в прошлом году и должен вступить в силу через полгода после публикации. По словам министра регионстроя и ЖКХ Геннадия Зубко, его основная цель — обеспечение населения коммунальными услугами по «справедливой цене». Под «справедливостью» власти традиционно понимают повышение цен и тарифов или введение новых статей, по которым с населения можно будет взимать дополнительные средства. Не случайно в про-правительственных медиа и даже на бланках счетов за коммунальные услуги постоянно подчеркивают «несправедливость» цен и тарифов, действующих на Украине, приводя в пример «справедливые» тарифы в Германии, Чехии и Венгрии, стыдливо умалчивая о соответствующем уровне доходов.

Дорого и некачественно: чего ожидать от нового закона о жилищно-коммунальных услугах

Как утверждал исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко еще в начале 2017 года, учитывая тарифы и цены годичной давности, стоимость коммунальных платежей в структуре даже американской семьи со средним доходом гораздо ниже, чем на Украине, как и номинальная стоимость таких услуг. «Доля платежа на отопление в средней американской семье в самый холодный месяц составляет 2,5%. В пересчете на украинские реалии, где средняя месячная заработная плата 5,4 тыс. грн и при условии, что двое взрослых работают, месячный платеж за отопление должен составлять 270 грн», — говорил Устенко. 

Суслов: Повышение тарифов будет до тех пор, пока граждане будут это терпеть
Суслов: Повышение тарифов будет до тех пор, пока граждане будут это терпеть
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

За последние 13 лет счета за коммуналку среднестатистической украинской семьи выросли в 26 раз. Когда-то украинцы тратили на оплату ЖКХ лишь 3% от зарплаты, а теперь — до половины своих доходов.
Резкий рост произошел в 2014 году — до 8% среднего дохода, в 2015 — 12%, в 2016 — 20%. Уже в 2017 году, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на Украине среди стран Европы был самый высокий уровень расходов на оплату коммунальных услуг по отношению к уровню доходов. Расходы украинцев на оплату ЖКУ были около 40%, что в 1,6 раза выше среднеевропейского показателя. И это притом, что Украина занимает последнее место среди европейских стран по уровню средней заработной платы и пенсии.

Что нового

В первую очередь, следует отметить, что в новой редакции закона возвращается пеня за просрочку платежей. Пеня была отменена в 1996 году из-за массовой задолженности населения, теперь же она возвращается по этой же причине. По состоянию на начало марта 2018 года украинцы задолжали за коммунальные услуги более 40 миллиардов гривен. Только за первые два месяца текущего года задолженность за услуги ЖКХ выросла на 8 миллиардов гривен. Затем за март долг вырос еще на 2 млрд грн и составил в целом 42,7 млрд. грн.

Сейчас же водится пеня 0,01% за день просрочки платежа, но не может превышать 100% от суммы долга. По мнению авторов законопроекта, пеня должна дисциплинировать граждан и заставить их вовремя платить по счетам, однако с учетом реальной неплатежеспособности многих семей, введение пени может привести лишь к дальнейшему увеличению суммы долга и, в результате, выселению за долги. К тому же, скорее всего, размер пени будут постепенно повышать. Как утверждает исполнительный директор Ассоциации управителей многоквартирных домов Андрей Никончук, с возвратом пени появился инструмент воздействия на тех, кто не платит за жилкомуслуги.

«Размер пени пока небольшой, но не исключено, что его могут увеличить, дабы вынудить должников активнее рассчитываться», — заявил Никончук. 

То ли еще будет: Закон о ЖКХ превратится в борьбу за финансовые потоки
То ли еще будет: Закон о ЖКХ превратится в борьбу за финансовые потоки
© Facebook/Олексій Кучеренко

Экс-депутат Киеврады и специалист по ЖКХ Александр Клюс тоже считает, что это только начало. «Монополистам лишь стоит начать. Потом они внесут поправку, и вместо 0,01% появится 0,1%, а затем уже и 1%. Так что долги будут накапливаться, как снежный ком», — прокомментировал Александр Клюос введение пени. Еще одно новшество — введение абонплаты за горячую и холодную воду и отопление. Отныне за воду придется платить независимо от того, пользовался ли ей потребитель, а за тепло платить круглый год, а не только в отопительный сезон.

В то же время для поставщиков коммунальных услуг законом предусмотрена возможность лишать жильца конкретной услуги при наличии у него задолженности сроком более чем в 30 дней. Сейчас вопрос отключения от услуг решается только через суд. Отныне, если вы не успели вовремя оплатить — ожидайте предупреждения. Получаете некачественные или не в полном объеме услуги — отправляйте акт-претензию поставщику, но все равно поторопитесь оплатить во избежание начисление пени и отключения.

Закон также позволит владельцам квартир в многоквартирных домах отделиться от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой. Но норма распространяется лишь на те дома, половина жителей которых уже отапливается индивидуально, а для отключения необходимо буде собрать кучу справок и разрешений.

Как утверждает, эксперт по вопросам ЖКХ Тарас Галайда, чтобы перейти на автономное отопление, необходимо будет получить согласие от всех жильцов дома, разрешение в мэрии, в ЖЭКе, у управляющей компании, согласовать сам проект, и даже все это не гарантирует успех. «Новый закон лишь добавил больше ответственности жильцам. Его цель — не сделать что-то для людей, а дать больше полномочий поставщикам услуг: им предоставили возможность отключать услуги, для них четко прописан порядок, сроки и условия. Поставщики давно хотели разбить платежи на части, и закон дал им такую возможность. Теперь 1/3 от платежа они вправе устанавливать в том размере, в котором считают нужным, без участия государства и без его контроля. В то же время закон не дает возможность применить штрафные санкции к поставщику. Получается, что это декларативная норма, когда по закону человек имеет на что-то право, а по факту алгоритма и процедуры получения нет», — заявляет Тарас Галайда.

Поставщики услуг теперь будут игнорировать квартирные счетчики, а выставлять оплату по домовым счетчикам. Иными словами, людям придется оплачивать все потери поставщика. Разницу между данными квартирных счетчиков и общедомовым счетчиком будут распределять по счетам жильцов. Отдельной строкой вводится оплата вывоза мусора (ранее включенная в общую стоимость обслуживания дома), притом, что цену поставщик будет устанавливать самостоятельно, поскольку рынок коммунальных услуг фактически монополизирован и не стоит особо надеяться на конкурентную борьбу между поставщиками, предлагающими более приемлемые цены.

Дорого и некачественно: чего ожидать от нового закона о жилищно-коммунальных услугах

Кроме того, закон переложил обязанность по капремонту дома на плечи жильцов. Сейчас первый капитальный ремонт дома после приватизации должно проводить государство, но отныне эта норма отменяется. Отныне это становится заботой собственников квартир. В случае неудовлетворительного состояния дома услуги по содержанию помещения существенно вырастут, что, естественно, скажется на бюджете жильцов.

Отдельно стоит отметить тот факт, что новый закон может привести к ряду правовых коллизий. Именно поэтому первый замглавы комитета Верховной Рады по вопросам градостроительства и ЖКХ Дмитрий Андриевский требует перенести сроки вступления в силу отдельных статей закона. По его словам, иначе могут возникнуть угрозы с прохождением нового отопительного сезона и вывозом мусора, так как по новому закону поставщики услуг формально не будут иметь права оказывать эти услуги, пока не заключены типовые договоры, а новые их варианты еще не разработаны.

«Если закон начнет действовать с 10 июня, то все заключенные жэками договоры с поставщиками услуг утратят силу. И может получиться, что жильцам отключат воду, перестанут вывозить мусор, так как нет договора — нет услуг», — говорит Андриевский.

В целом же увеличение общего «веса» счетов приведет к тому, что еще больше украинцев попытаются оформить субсидии, которое государство намерено существенно сократить и монетизировать по требованию МВФ. Зная с какой регулярностью государство перечисляет субсидии, можно прогнозировать рост задолженностей, тогда как государство будет перекладывать на рядовых потребителей решение всех конфликтных ситуаций с поставщиками. Доля семей, которые пользуются субсидиями, может вырасти до 70-80%. При этом задолженность государства по субсидиям в прошлом году составила 9 млрд. грн.

Как следствие очередного повышения счетов за коммунальные услуги, тысячи украинских рабочих-мигрантов постараются избавиться от своего жилья на родине. В то же время многие из оставшихся на Украине будут работать исключительно на оплату света, тепла и воды, активнее рассматривая предложения о трудоустройстве за границей.