Глава финансового ведомства направил письмо представителям G7, в котором сообщил, что не сможет приехать в Брюссель, и рассказал о своём конфликте с главой правительства. Главная претензия Александра Данилюка к Владимиру Гройсману заключается в блокировании назначения Яны Бугримовой его заместителем по налоговой политике.

«Предыстория: я настаивал на назначении Яны более двух лет, с первых дней работы в министерстве. Президент решительно проталкивал лоббируемых Кононенко/Южаниной людей: настаивал на (бывшем первом заместителе министра финансов Игоре — ред.) Уманском, позже — на (заместителе руководителя секретариата комитета Верховной Рады по налоговой и таможенной политике Светлане — ред.) Воробей, угрожая блокировать моих кандидатов в случае моего несогласия», — говорится в послании.

Источники издания РБК-Украина в правительстве и парламенте сообщили, что 30 мая премьер-министр внёс на рассмотрение правительства проект представления об увольнении главы Министерства финансов, и его поддержали все, кроме министра инфраструктуры Владимира Омеляна, исполняющего обязанности министра здравоохранения Ульяны Супрун и вице-премьер-министра Иванны Климпуш-Цинцадзе.

«Я считаю, что для Данилюка это довольно неплохая ситуация, которую он должен немедленно попытаться отыграть. Хорошее время, чтобы уйти с поста министра, учитывая, большое количество рисков, во-первых, связанных с финансовой стабильностью в стране, во-вторых, с очевидным давлением, которое на него оказывается со стороны практически всех и каждого, включая силовой блок. Отдельные заявления, которые звучали в адрес Данилюка, были явно нелицеприятными. Для того, чтобы не пасть потом жертвой, ему лучше подать в отставку», — сказал в интервью изданию Ukaina.ru исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Уход министра финансов повлечёт за собой экономические последствия для государства. По словам Устенко, Данилюк воспринимается на Западе как один из немногих лоббистов реформистской повестки дня на Украине и как страж дисциплины бюджета в том плане, что много раз высказывался о необходимости снижения дефицита государственного бюджета, постоянно пытался снизить различные хотелки, начиная с пересмотра уровня минимальной зарплаты и заканчивая выделением из бюджета миллиардных сумм на реализацию тех или иных программ. Эксперт уверен, что дефицит государственного бюджета по итогам первого квартала удалось удержать в пределах $3 млрд именно благодаря действиям министра финансов.

Устенко считает, что политические силы в Верховной Раде не смогут достичь консенсуса по кандидатуре преемника Данилюка в случае его отставки, поэтому на протяжении длительного времени во главе ведомства будет стоять исполняющий обязанности министра, что не добавит Украине очков в плане сотрудничества с международными финансовыми институтами и доверия к экономической политике государства.

Депутат: Отстранения главы Минфина потребовал генпрокурор Луценко
Депутат: Отстранения главы Минфина потребовал генпрокурор Луценко
© пресс-служба ГП Украины

«Я думаю, что на его место будет много желающих, но также понимаю, что справиться с этой работой, очевидно, не каждый сможет. Сейчас вряд ли относительно правильная кандидатура будет претендовать на пост министра финансов, потому что угроз много, страна входит в пик политического цикла. На пике политического цикла как правило представители и власти, и оппозиции пытаются выдавливать всё, что возможно из Министерства финансов. Многое из того, что выдавливается в предвыборный период, лучше бы не выдавливалось, потому что страна точно не испытывает в плане государственных финансов лучшие времена», — заявил Устенко.

К концу апреля государственный долг Украины вырос до $77,05 млрд. В этом году только за обслуживание внешнего долга Киеву придётся заплатить 130 млрд гривен, причём речь не идёт о погашении самой задолженности. С 2018 по 2020 годы правительство и Национальный банк Украины должны выплатить по внешним долгам более $16 млрд, причём пик приходится на 2019-2020 годы, а в этом году Киеву нужно отдать около $7,4 млрд по обязательствам в иностранной валюте, в том числе перед Международным валютным фондом.