«Люди готовы голосовать за национальную идею, новое движение украинской нации», — так почетный командир «Азова», внефракционный депутат Верховной Рады и вождь партии «Национальный корпус» (НК) Андрей Билецкий прокомментировал итоги состоявшихся 29 апреля выборов глав и депутатов Объединенных местных общин (укр. Об'єднана територіальна громада, ОТГ). Местом для этой декларации стал съезд местных депутатов от «Нацкорпуса», прошедший 25 мая в штаб-квартире партии в Киеве.
Со статистикой, правда, возникают вопросы. «Андрей Билецкий также отметил, что начиная с первых выборов в ОТГ, в которых принимали участие кандидаты от НК, количество голосов за представителей «Нацкорпуса» увеличилась втрое», — сообщает пресс-служба партии. Но конкретные цифры (столько было — сколько стало) и фамилии почему-то не называет, хотя они так и просятся для интервью, для демонстрации победы.
На коллективном фото, опубликованном на сайте «Нацкорпуса» в упомянутой статье, можно насчитать 61 человека. Но тут есть лукавый момент — дело в том, что на съезде были не только народные избранники местного уровня. «Во время мероприятия состоялось… подведение итогов проведенных кампаний и вручения грамот депутатам и представителям областных ячеек, которые обеспечили успех в избирательной гонке», — сообщает пресс-служба партии. А сколько одних и сколько других — не конкретизировано.
Удивительно, но информация об избранниках отсутствует и на страницах «Нацкорпуса» в соцсетях и мессенджерах, где зато подробно сообщается о каждом случае, когда в каком-нибудь городке активисты партии сдали кровь или провели спортивную игру. То есть, возможно, цифры-то пока не очень радующие. Из сообщений в СМИ можно узнать разве что о совсем единичных случаях. В Терешковской ОТГ в Полтавской области из 24 победивших на выборах кандидатов в депутаты трое выдвинуты партией Билецкого, а в Новорайской ОТГ Херсонской области из 22 депутатов — один. «Представитель «Национального корпуса» победил в селе Червоный Маяк, в котором сложилась конфликтная ситуация между крестьянами и монастырем УПЦ МП, — сообщало интернет-издание «Политическая Херсонщина». — Настоятель монастыря дал команду построить вокруг монастырской земли огромный четырехметровый каменный забор. В результате монахи прихватили еще и часть общинной земли и сделали массу неудобств местным жителям. Накануне дня голосования в село приезжали представительная делегация от «Национального корпуса» и «Правого сектора» на разборки с монахами».
И это при том, что выборы 29 апреля прошли в 908 одномандатных округах, кроме того, избирались еще и главы 40 объединенных территориальных общин. Возможно, скромным пока результатом и объясняется реплика Билецкого на съезде его депутатов о том, что хотя бы 2 — 7 % голосов, набранных на выборах, уже являются победой, так как социологи не включают его партию в рейтинги, чтобы представить как непроходную.
Тут «Белый вождь», мягко говоря, покривил душой. Действительно, «Национальный корпус» присутствует не во всех соцопросах (из-за мизерности своего рейтинга по сравнению с крупными политическими партиями), но попадает в них достаточно регулярно, причем у разных исследовательских центров.
Одним из первых опросов, в который был включен «Нацкорпус», стал проведенный 9 — 13 июля 2017 года Фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова, по данным которого за партию Билецкого готовы были проголосовать на выборах в Верховную Раду (во всех опросах социологи спрашивают именно про выборы парламента страны) 0,2% от всех опрошенных и 0,3% от намеревавшихся прийти на выборы. Результат для созданной 14 октября 2016 года и не обладавшей особой поддержкой массмедиа партии не такой уж плохой, особенно в сравнении с другими, более известными и долгоиграющими политическими правыми проектами с раскрученными фронтменами (по тому же опросу «Свобода»* набирала соответственно 2,9% и 4,3%, «Правый сектор» — 0,4% и 0,6%, «Державническая инициатива Яроша» (ДИЯ) — 1,5% и 1,7%).
Суперпредставительный (20 тысяч опрошенных вместо обычных двух тысяч) опрос, проведенный 28 октября — 14 ноября 2017 года Центром Разумкова, Социологической группой «Рейтинг», Центром социологическим и маркетинговых исследований SOCIS и Киевским международным институтом социологии (КМИС), показал наличие у «Нацкорпуса» поддержки 0,4% от всех опрошенных и 0,4% от намеревавшихся прийти на выборы (проголосовать на выборах за партию Билецкого готовы были 0,6% опрошенных), у партии Олега Тягнибока — соответственно 2,8% и 3,4% (проголосовать были готовы 4,6%, из-за близости ее результатов к проходному 4% барьеру), у «Правого сектора» — 0,4% и 0,4% (проголосовать были готовы 0,6%). Партия Яроша в этот опрос включена не была.
Опрос, проведенный 15 — 19 декабря 2017 года Фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова, зафиксировал, что за «Нацкорпус» были готовы проголосовать 0,4% от всех опрошенных и 0,5% от намеревавшихся прийти на выборы (за «Свободу» — соответственно 2,4% и 3,2%, за «Правый сектор» — 0,2% и 0,3%, за ДИЯ — 0,8% и 1,0%).
Опрос, проведенный 9 — 16 марта этого года Центром социальных исследований «София», дал «Нацкорпусу» 0,5% от намеревавшихся прийти на выборы избирателей («Свободе» — 4,0%, «Правому сектору» — 0,6%, ДИЯ — 0,9%). Опрос, проведенный 5 — 19 апреля КМИС, зафиксировал у «азовской» партии поддержку 0,5% от всех опрошенных, 0,6% от намеревавшихся прийти на выборы и 0,9% определившихся с выбором избирателей (у «Свободы» — соответственно 1,4%, 1,6% и 2,4%, «Правый сектор» и ДИЯ не включены).
Наконец, опрос, проведенный 19 — 25 апреля этого года Центром социологическим и маркетинговых исследований SOCIS, показал, что за партию Билецкого (фигурировавшую в опросе как «Национальный корпус Азов») готовы проголосовать 0,6% от всех опрошенных и 0,7% от намеревавшихся прийти на выборы (за «Свободу» — соответственно 1,5% и 1,7%, «Правый сектор» и партия его бывшего вождя Яроша в опрос опять-таки не вошли, видимо, из-за минимальных рейтингов).
Конечно, это колебания внутри статистической погрешности, но почему-то колебания идут во всех опросах только в одном направлении — поддержка «Нацкорпуса» постоянно растет (за полтора года с момента его создания увеличилась примерно втрое), тогда как его конкуренты по националистическому полю (прежде всего «Правый сектор» и партия Яроша, но также и «Свобода») ее стремительно теряют. Соответственно, их избиратели вероятнее всего перетекают теперь к «Нацкорпусу». Это заметно, кстати, и по социологии.
Есть и некоторые данные по регионам (обычно соцопросы это не детализируют). Опрос, проведенный 15 — 19 декабря 2017 года Фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова, показал, что поддержка «Нацкорпуса» особенно велика в западных регионах (1,0% от намеревавшихся прийти на выборы) и в Центре страны (0,6%), а в прочих регионах не заметна вообще (0,0%) — при средних по стране 0,5%. Несколько странно, так как основные цитадели партии — Харьков и Мариуполь — но, очевидно, речь идет именно о предпочтениях избирателей вообще, а не только сторонниках партии.
В опросе КМИС 5 — 19 апреля зафиксировано, что «Нацкорпус» поддерживают на Западе страны 0,6% от всех опрошенных и 0,9% от определившихся с выбором, в Центре — соответственно 0,8 и 1,4%, на Юге — 0,7% и 1,3%, на Востоке (речь идет только о Харьковской и Запорожской областях, так как Донбасс в опросе дан отдельно) и в Донбассе — 0,0% во всех пунктах. Если респонденты могли выбрать несколько партий для голосования, то «Нацкорпус» набирал на Западе 0,4%, в Центре 0,6%, на Юге 0,0%, на Востоке 1,1% и в Донбассе 0,9% от всех опрошенных. Данные довольно сбивчивые (тем более они сильно колеблются при малых величинах сторонников), но в том же опросе КМИС есть данные об отношении к Билецкому как к политику: к нему позитивно настроены 6,4% жителей Запада страны, 8,0% жителей Центра, 2,3% — Юга, 5,9% — Востока и 0,0% жителей Донбасса. Это уже ближе к реальной региональной социологии «Нацкорпуса», так как позиции на Харьковщине у нее безусловно очень сильны.
Пока что электоральные перспективы партии достаточно туманны, и под вопросом даже переизбрание в октябре 2015 года в Верховную Раду самого Билецкого и Олега Петренко («Белый вождь» прошел в 2014 году одномандатником по Оболонскому району Киева при негласной поддержке «Народного фронта», его соратник — в родных Черкассах от Блока Петра Порошенко, из фракции которого вышел в апреле 2016-го).
Во-первых, нет значительного финансирования и действительно сильных местных структур. Во-вторых, местные выборы — в отличие от выборов в Верховную Раду, куда можно послать героя АТО «дальше защищать страну» — это выборы не бренда, а людей с конкретной биографией достижений и «мешком добрых дел». У «Нацкорпуса» с этим очевидные сложности — его кандидаты это либо ветераны АТО, либо молодые субкультурщики из числа футбольных ультрас, которым особенно нечего предъявить обычным людям, кроме «работы с молодежью» и «борьбы за здоровую нацию» (отсюда и заполнение страниц партии в Интернете на 90% спортивной составляющей). Бизнесмены от партии баллотируются (благодаря улучшенному имиджу и символике), но пока нечасто и не те, которые способны профинансировать полноценную кампанию за свой счет.
С другой стороны, у партии есть мощный, узнаваемый и практически не запятнанный коррупционными скандалами бренд и реальные структуры из идейных активистов для уличной работы, раскинутые практически по всей стране. И если закачать в кампанию «Нацкорпуса» достаточно денег, партия вполне может успешно стартовать на местных и даже общегосударственных выборах. Поэтому пока Билецкий выжидает своего часа.
* Организации запрещены в России Верховным судом РФ