Донбасс: Пятая военная Пасха
Донбасс: Пятая военная Пасха
© РИА Новости, Игорь Маслов | Перейти в фотобанк
В Донецке до войны функционировал аэропорт его имени, он наш земляк, умер в один день со Сталиным 5 марта 1953 и по легенде был похоронен без единого цветка. Но никто и ни за что не скажет, что не слышал его фамилию. Ещё бы, один из самых значительных композиторов XX столетия, причём не только для отечественных любителей музыки, гений, гордость земли донбасской. Его симфоническая сказка для детей «Петя и Волк», балет «Ромео и Джульетта» и меланхолическая симфония №7 входят в списки мировых шедевров. Свою первую оперу Сергей Прокофьев написал в 9 лет.

В Донецке в честь Сергея Прокофьева названы: музыкальная академия, концертный зал, Академический симфонический оркестр филармонии. В центре Москвы в Камергерском переулке у дома, где жил композитор, стоит высокий памятник. Нет, даже не стоит, а целеустремлённо куда-то идёт! Ещё один памятник нашему выдающемуся земляку в Москве находится возле музыкальной школы имени Прокофьева в Токмаковом переулке.

С 20 по 23 апреля 2018 года в Донецке прошёл XX-й Международный фестиваль музыкального искусства «Прокофьевская весна». Это самый масштабный фестиваль из всех проводящихся на территории Донбасса, он имеет давнюю богатую историю. В разное время в фестивале принимали участие такие известные коллективы, как оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова, оркестр народных инструментов под руководством Николая Некрасова, камерный оркестр Московской филармонии «Московия» и другие. Также выступали всемирно известные исполнители: Борис Штоколов, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский, Иосиф Кобзон, Любовь Казарновская

«Фестиваль проводится для того, чтобы снова прочесть страницы музыкальной истории и дать возможность дончанам и гостям города услышать лучшие образцы музыкального искусства. Традиционно фестиваль проходит на разных площадках. В этом году было задействовано три города: Донецк, Енакиево, Горловка. Главная основная площадка — концертный зал филармонии. Закрытие фестиваля состоялось на сцене Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко. Фестиваль этого года получился очень насыщенным и разнообразным, была представлена музыка: и симфоническая, и органная, и фортепианная. Широкий диапазон авторов, исполнялись произведения не только Сергея Прокофьева, хотя фестиваль одной из целей ставит именно популяризацию наследия нашего известного земляка. По большому счёту этот фестиваль можно назвать фестивалем академической музыки», — поделился генеральный директор государственной академической филармонии Александр Парецкий, на плечах которого который год лежит груз почетный ответственности. 

На этот раз прибыли многочисленные исполнители из России. Открывал фестиваль уроженец Ленинграда, выдающийся дирижёр Игорь Манашеров. У Александра Парецкого давно была цель пригласить его с программой в Донецк. Вместе с Манашеровым приехал пианист из Санкт-Петербурга, заслуженный артист России Ринат Шакиров. Он уже выступал в Донецк в прошлом году, презентовал тогда уникальную программу «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Оливье Мессиана.

Донецк: Ничего уже не вернуть
Донецк: Ничего уже не вернуть
© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанк
Концерт, который прошёл 21 апреля, тоже был уникальным. Михаил Рудь, известный, как российско-французский пианист, окончил Детскую музыкальную школу №1 города Донецка и Донецкое музыкальное училище (ныне — музыкальный колледж имени Сергея Прокофьева). На пресс-конференции Михаил Рудь поделился своими впечатлениями: «Когда ко мне обратился Александр Парецкий и предложил выступить, я вдруг вспомнил, что ровно 50 лет назад состоялся мой первый сольный концерт в Донецке!»

Прокофьев наносит ответный удар

«Мы можем гордиться! Михаил Рудь — музыкант высочайшего класса, гастролирующий по всему миру, окончил донецкую музыкальную школу. С 70-х годов он живёт в основном во Франции. В рамках этого приезда он посетил школу, состоялась большая творческая встреча, которая тронула его. Многие наши музыканты и преподаватели почтенного возраста помнят то время, когда Рудь ещё учился и давал свои первые концерты. И все вспоминают, что он действительно был вундеркиндом, очень выделялся из сверстников!» — рассказал Парецкий.

Особой страницей для фестиваля стал органный концерт Константина Волостнова. Наверное, нет в России большого органного зала, в котором он не выступал. На этот концерт билеты были раскуплены за две недели до даты его проведения. Художественный руководитель Крымского музыкального фестиваля, виолончелист, уроженец Ленинграда Глеб Степанов и Рафаэль Гутьеррес Велес (пианист из Мексики, получавший стипендию на обучение от правительства Великобритании) принимали участие в закрытии фестиваля. На следующий день они уехали выступать в Горловку, где состоялась встреча с воспитанниками музыкальной школы.

Закрытие фестиваля прошло под руководством дирижёра Владимира Заводиленко, который с марта 2015 года возглавил Академический симфонический оркестр имени Сергея Прокофьева Донецкой филармонии. «Заводиленко — это про преданность музыке и про военную закалку. Он в 2014 году уехал из благополучного Киева в военный Донецк. Это о многом говорит, но прежде всего о том, что музыка превыше всего!» — отметил Александр Парецкий. В закрытии фестиваля также приняла участие артистка симфонического оркестра Ольга Зорькина, она и Глеб Степанов исполнили симфоническую поэму «Муза и поэт».

«Шахтёрская дочь» метнула молнии с имперской башни
«Шахтёрская дочь» метнула молнии с имперской башни
© Анна Ревякина
Все концерты в рамках ХХ-го фестиваля были аншлаговыми, это тоже добрая традиция и для фестиваля, и для тех мероприятий, которые проходят под покровительством донецкой филармонии. Единственный отрезок времени, когда зал был заполнен лишь на четверть — это осень 2014 года. Но о том времени я напишу в другой раз.

И уже уходя из кабинета Александра Парецкого, к которому пришла за ответами на некоторые вопросы о фестивале, в который раз вспомнилось, что наш красивый новый аэропорт имени Прокофьева был так безжалостно разрушен четыре году тому назад. Да, аэропорт разрушен, а вот фестиваль живёт. Можно разрушить здания, но дух человеческий не сломить, и если есть крылья и небо, то непременно надо летать, а аэропорт имени великого земляка мы непременно ещё отстроим.