Вторую неделю российские моряки остаются в плену украинской стороны, задержавшей сейнер «Норд» в разрешённом районе Азовского моря, который определён совместным договором между Москвой и Киевом.

«Днём 25 марта к моему борту для проверки погранрежима подошло украинское судно «Оникс». Пограничники были вооружены, на борту у них было два пулемёта, направленные в нашу сторону. Это обычное дело — такие проверки проводят и российские, и украинские пограничники. Всех собрали на корме для проверки документов. Мы все из Керчи, у нас у всех свежие российские паспорта. В результате они заявили, что наши паспорта — незаконные, а мы нарушили порядок пересечения границы оккупированной территории», — рассказал капитан судна Владимир Горбенко в интервью телеканалу RT.

Свобода в обмен на российский паспорт

Судно под российским флагом конвоировали в порт Бердянска, представители которого отказываются заключать какие-либо договора на обслуживание корабля, потому что и члены экипажа, и владелец зарегистрированы в Крыму. В связи с этим моряки не могут решить ни одну судовую проблему: судно хоть и подключили к береговому электроснабжению, но могут отключить в любой момент, поскольку опасаются, что оно может потонуть или загореться; первый бак с отходами вывезли лишь на 10-й день, хотя по санитарным нормам это необходимо делать раз в пять дней; СБУ опломбировала трюм с работающим электрооборудованием, в связи с этим экипаж не может удостовериться в сохранности приборов, поэтому на судне, может начаться пожар; на судне продолжает тухнуть 6 тонн рыбы, хотя моряки предлагали сотрудникам спецслужбы изъять её.

Более того, экипажу грозит смертельная опасность в прямом смысле этого слова: капитану и матросу, перенесшим гипертонический криз, отказали в госпитализации. Прибывшая по вызову бригада скорой оказала пациентам лишь минимальную помощь.

«Нам сделали по уколу и дали поддерживающие таблетки. Никто даже не потрудился сделать анализы, кардиограмму. Я не знаю, смогу ли пережить этот кошмар», — рассказал шкипер.

Погранслужба Украины вынуждает моряков признать себя гражданами Украины, причём писать отказ от российского не нужно, а достаточно, чтобы родственники привезли задержанным их украинские паспорта, но экипаж отказался. Горбатенко объяснил, что в таком случае их бы так же судили, но по законодательству Украины, и их положение было бы намного хуже. К тому же это требование нарушает Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, которая гласит, что никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство.

Адвокатам приходится на собственные деньги покупать продукты, сменную одежду и лекарства для экипажа. Консула РФ на борт не пускают, утверждая, что граждан России там нет. Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова направила официальные обращения в ООН, Совет Европы, ОБСЕ и своей украинской коллеге Людмиле Денисовой с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.

Власти Украины обвиняют членов экипажа в нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из неё, за что предусмотрен штраф или административный арест до 15 суток, а капитана — в нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из неё с целью причинения вреда интересам государств, что грозит арестом до пяти лет. Кроме того, Киев наложил арест на российский сейнер.

Сегодня утром Владимира Горбатенко вывезли из порта Бердянска на сером автомобиле марки Skoda украинской погранслужбы в неизвестном направлении. Адвокаты полагали, что мужчину везут в Мариуполь, где должно было состояться первое заседание, но пресс-служба суда сообщила, что капитана там нет. Позже адвокат Александр Руденко сообщил, что Горбатенко находится в херсонском подразделении СБУ по Крыму. Как ожидается, суд Херсона изберёт для него меру пресечения в виде содержания под стражей. Сторона защиты не исключает, что ему предъявят обвинения по более строгой статье из-за неявки на допрос в СБУ, хотя экипажу в тот момент не разрешали покидать судно.

В Крыму заявили об участившихся провокациях со стороны Украины
В Крыму заявили об участившихся провокациях со стороны Украины
© РИА Новости, Григорий Сысоев | Перейти в фотобанк

«Налицо очередная провокационная выходка украинских властей в отношении граждан РФ. Применительно к экипажу судна украинские пограничники действовали просто как сомалийские пираты. Экипаж судна имел все необходимые документы для осуществления рыбного промысла в акватории Азовского моря и осуществлял лов рыбы в строгом соответствии с действующими правилами рыболовства. Мы рассматриваем акцию Киева как попытку отомстить жителям Крыма за их сознательный выбор в пользу возвращения в состав России, сделанный в марте 2014 года», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Морской бой

В свою очередь, постоянный представитель республики Крым при президенте РФ Георгий Мурадов предупредил, что если Москва не займёт жёсткую позицию по этому вопросу, то будет создан прецедент, и подобные провокации могут повторяться впоследствии в акваториях Азовского и Чёрного морей на других морских пространствах.

Ответ российской стороны не заставил себя должно ждать. Как сообщил источник РИА Новости в силовых структурах Крыма, командование Черноморского флота, включая морскую авиацию, готово обеспечить безопасность судоходства в северо-восточной части Чёрного моря и акватории Азовского моря. По его словам, агрессивные действия украинских морских пограничников в международных водах представляют не только опасность захвата российских судов, но и формирования настоящего государственного пиратства.

Пиратам бой: как Россия ответит на задержание крымского судна «Норд»

В конце 2016 года в подобной нынешней ситуации оказалось зарегистрированное в Танзании судно Sky Moon, которое украинские пограничники задержали по пути из Севастополя в молдавский порт Джурджулешты. Восьмерых членов экипажа привлекли к административной ответственности, а на капитана составили обвинительный акт (все граждане Танзании). В марте 2017 года Одесский суд вынес вердикт о конфискации судна, в конечном итоге решено передать его в распоряжение ВСУ.

«…Необходимо предупредить Киев, что у России имеются различные инструменты противодействия. Можно, к примеру, ограничить проход украинских судов через Керченский пролив, поскольку у украинской стороны всегда много проблем с безопасностью на устаревших судах. Они объективно требуют повышенного контроля, поэтому у нас будет возможность противодействовать варварской политике киевских властей, в частности, против наших рыбаков», — предложил председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан первого ранга Михаил Ненашев.

В интервью изданию Ukraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов напомнил, что через Керченский пролив перевозится экспортный металл из Мариуполя — основного металлургического центра Украины.

«Таким образом будет нанесён ущерб сугубо психологический, потому что торговый флот Украины распродан, а экспортные операции осуществляют корабли других государств. Если Россия будет блокировать пролив исключительно для украинских кораблей, это будет укол в психологическом плане, но в практическом особо не скажется на экспортно-импортных операциях Украины. По данным Госстата, объём грузов, перевезённых в 2017 году по всей Украине водным транспортом, составляет менее 1% от общего объёма грузов, или 1,2 грузотонн. Этот показатель учитывает Днепр, черноморское и азовское судоходство. Это значит, что все операции с украинскими грузами через керченский порт осуществляют зарубежные суда», — уточнил политолог.

Заведующий кафедрой политологии и социологии университета имени Г.В. Плеханова Андрей Кошкин предлагает поставить боевое судно, оснащённое ракетными орудиями, на рейд в Чёрное и Азовское моря, чтобы оно ограждало гражданские суда от возможных нападений.

Депутат Госдумы: Украинские пограничники — обычные сомалийские пираты
Депутат Госдумы: Украинские пограничники — обычные сомалийские пираты
© пресс-служба ГПСУ

«В Сомали с пиратами столкнулся буквально весь мир, было принято единственное спасительное решение — о военном сопровождении гражданских кораблей. Аналогичные действия нужно предпринять и в отношении Украины. Киев переходит красную линию, они хотят спровоцировать конфликт, чтобы раздуть его как «российскую агрессию»,— заявил он.

Не исключено, что задержание «Норда» станет поводом для масштабного противостояния Москвы и Киева в акватории не только Азовского, но и Черного моря. Официальный представитель Госпогранслужбы Украины Олег Слободян уже объявил о намерении задерживать все суда, входящие и выходящие из портов Крыма без согласования с Киевом, ссылаясь на защиту национальных интересов. Кроме того, сторонам предстоит разобраться в юридических вопросах. Росрыболовство приостановило действие всех договорённостей, достигнутых ранее с Украиной, поскольку, согласно утверждённому в прошлом году «Порядку осуществления контроля изъятия промысловыми и иными судами водных биоресурсов в акватории Азовского моря и Керченском проливе на 2018 год», в случае нарушения промысловых правил «Норд» должен был вернуться в порт базирования или выхода на промысел, и только после этого должно приниматься решение о взысканиях с руководства корабля.

По оценке адвоката моряков Дмитрия Щербины, шансы на возвращение членов экипажа домой есть, вся процедура освобождения займёт около двух недель. После установления личности консульство РФ выдаст им временные удостоверения граждан Российской Федерации, по которым моряки в сопровождении консула пересекут границу. По его словам, самое главное, чтобы они оказались за территорией порта Бердянска.