Объединение украинцев в Польше заявляет о том, что работающие на территории этой страны украинцы все чаще становятся жертвами преступлений на национальной почве. Об этом свидетельствуют данные доклада «Украинское меньшинство и мигранты из Украины в Польше. Анализ дискурса», которые процитировало вчера «Польское радио». При этом, очевидно — речь идет не о случайных нападениях, а о вполне очевидной системной проблеме. Поскольку польские правые осознанно занимаются формированием негативного имиджа трудовых мигрантов из соседней страны. А местное население, шокированное массовым наплывом украинских мигрантов, оказывается восприимчивым к этой разжигающей ненависть пропаганде.
«Мигранты из Украины, кроме крупных городских центров, появляются в почти каждом польском городе и городке — в тех регионах, где, учитывая, хотя бы, тысячелетнюю историю сосуществования поляков и украинцев, ранее украинцев никогда не было. Такие местные сообщества не готовы к инаковости. С другой стороны, появились люди и сообщества, которые пытаются формировать свой политический капитал на основе враждебности к мигрантам из Украины», — рассказывает об этом председатель Объединения Украинской в Польше Петр Тима.
Эти данные подтверждает польские правозащитник Адам Боднар, по словам которого пропаганда ненависти к украинцам продвигается в интернете и не встречает жесткой реакции правоохранителей и властей. «К сожалению, реакция со стороны полиции и прокуратуры не всегда является достаточной. Особенно, если речь идет о преступлениях, совершенных в Интернете, то есть о языке ненависти», — говорит Боднар. Чтобы подтвердить правоту его слов, достаточно ознакомиться с содержанием интернет-сообществ ультраправых польских организаций. Причем, характерно, что если раньше их пропаганда вменяла в вину «гастарбайтерам» старые преступления ОУН и УПА, то сегодня польские националисты в основном предпочитают педалировать экономические проблемы — пугая поляков тем, что орда восточных мигрантов грозит оставить их без работы.
Эти тревожные новости накладываются на радостные реляции Национального банка Украины, который сообщает, что заробитчане приносят Украине в четыре раза больше валюты, чем иностранные инвесторы. Речь в основном идет именно о Польше, которая стала в последние месяцы главным реципиентом украинской рабочей силы. Так, если в прошлом году приблизительный объем денежных переводов из Польши в Украину составил около 1,35 млрд, то сейчас эта сумма может достигать рекордной суммы 3,1 млрд долларов. При том, что иностранные инвесторы, на которые так надеялись у Гройсмана и Порошенко, принесли в украинскую экономику всего 1,8 млрд долларов.
Во многом потому, что западный бизнес боится украинской нестабильности и коррупции, предпочитая, чтобы украинские рабочие руки сами шли к нему через границу — которую вовсе не из альтруистических соображений открыли для украинцев посредством вожделенного безвиза.
Конечно, Польша жизненно заинтересована миграции трудоспособных украинцев, которая заложена в основу показателей экономического роста этой страны. В начале года польские журналисты назвали наших заробитчан «коллективным героем польской экономики». «Мы реально спасаем польскую экономику, поскольку украинцы там работают. Я знаю случаи, когда украинцам предлагают большую зарплату, поскольку они более гибкие, очень сфокусированы на том, что делают», — заявил в эфире 112 канала глава украинского МИД Павел Климкин, совершенно открыто рекламируя трудовую миграцию в интересах соседнего государства. Ведь патриотические чиновники недвусмысленно выказыют желание избавиться от «лишних» сограждан, чтобы снизить социальные расходы и внутреннее напряжение в Украине, — вдобавок, рассчитывая на благотворный эффект от денежных переводов, которые пересылают на родину трудовые мигранты.
Такая мощная стимуляция миграционных процессов не могла не привести к быстрому и впечатляющему эффекту. Тем более, что в условиях системного коллапса украинской промышленности и хронической безработицы, которая прогрессирует на фоне самых низких в Европе зарплат (согласно данным портала texty.org.ua, средняя зарплата в Украине не превышает сейчас 190 долларов — против 748 долларов в Польше), безвизовый исход в страны ЕС кажется многим украинцам приемлемым вариантом быстро и эффективно поправить свои дела. Посол Польши в Украине Ян Пекло заявил, что в его стране работают более миллиона украинцев, подтвердив данные, озвученные прежде рядом высокопоставленных польских политиков — в частности, министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак. Хотя очевидно, что эта цифра не охватывает всех трудоустроенных поляками украинских граждан, большинство из которых старается устроиться в «тени», оформляясь на работу официальным путем.
Чтобы контролировать этот мощный миграционный поток, уже вскоре может потребоваться специальная государственная структура, над созданием которой размышляют сейчас поляки. Смотрите: украинцы работают в Польше, а польские фирмы нуждаются в украинских работниках. Однако эти две группы не связаны между собой. Возможно, целесообразным было бы создать государственное агентство, которое работало бы и на Украине, и в Польше, информировало бы украинцев, какие есть вакансии, какие есть ставки, но вместе с тем занималось бы защитой их трудовых прав и следило за соблюдением обязанности платить пенсионный взнос», — сказал «Европейской правде» заместитель министра иностранных дел Польши Бартош Цихоцкий.
Однако, проблема в том, что большинство польских предпринимателей отнюдь не заинтересованы в легализации украинских мигрантов — поскольку их привлекает возможность использовать сверхдешевый труд нелегально устроившихся обладателей безвизовых паспортов. Так, польские издание Gazeta Prawna опубликовала резонансный материал «Трудовые лагеря для украинцев», констатируя, что принципы эксплуатации украинских работников «скопированы непосредственно с панских поместий». В частности, работодатели заключают с нашими заробитчанами не трудовые, а гражданско-правовые договора, заставляя украинцев платить за жилье, питание, рабочую одежду и инструменты.
«Работник не может оставить работу раньше, чем через три месяца с момента, когда он предупредит об этом своего работодателя. Если же сделает это раньше, то за каждый неотработанный день должен заплатить 1 тыс. злотых штрафа (250 долларов). А фирма, которая его трудоустраивает, может уволить такого работника в любой момент без объяснения причин увольнения. Немало также других примеров несимметричных отношений между работодателями и украинскими рабочими можно назвать только одним словом — эксплуатация», — рассказывает польское издание.
Таким образом, украинские мигранты в Польше, фактически, находятся вне поля европейского трудового законодательства. А это приводит к по-настоящему кошмарным эпизодам — таким, как недавний случай под Познанью, где молодая украинская работница потеряла в химчистке руку, а польский работодатель поначалу даже не дал согласия разобрать засосавший ее сушильный аппарат. «На таких работников не распространяются нормы трудового законодательства Польши. Здесь не может быть ни минимальной зарплаты, ни отпуска, ни охраны труда. Польская инспекция труда, контролирующая соблюдение трудового законодательства не занимается гражданско-правовыми договорами, несмотря на то, что в большинстве случаев такие договора не имеют право заключаться. Поэтому появляются штрафы и другие неприятные пункты в таких договорах. Таких людей даже не нужно увольнять, они изначально не являются работниками предприятия. И в большинстве случаев проблемы таких работников, а это напомню 95% легально работающих украинцев, просто невозможно решить в правовом ключе», — говорит лидер профсоюза украинских работников «Трудовая солидарность» Виталий Махинько.
Таким образом, цена растущего потока «инвестиций» от украинских заробитчан, в котором так заинтересованы чиновники из Кабмина, оказывается очень высока. Эти деньги поступают за счет бесчеловечной эксплуатации их труда, при полном бесправии большинства украинских работников. В свою очередь, наплыв украинских мигрантов усиливает конкуренцию на внутреннем рынке труда, вызывая ненависть со стороны науськанных правыми организациями поляков. Эти противоречия нарастают — и очень возможно, что однажды они приведут к очень драматическому исходу.