На пресс-конференции в Киеве председатель Верховной Рады Андрей Парубий признал, что низкий уровень доверия к парламенту со стороны населения небезоснователен, поэтому пришло время провести реформу законодательного органа для повышения эффективности работы. Как ожидается, голосование по этому вопросу состоится 15 марта, а вступают в силу новые нормы для депутатов следующего созыва.

«Я назову наибольший приоритет Верховной Рады — это два законопроекта. Первый из них — это количество комитетов и их соответствие с министерствами в правительстве. Очень важная вещь, которая определит конструкцию следующей Верховной Рады, снимет политические торги и интриги. Второй законопроект — это распределение комитетов по принципу, который даёт принцип справедливости между фракциями при распределении комитетов и их председательства», — заявил он.

Парламентская ревизия

По словам Парубия, количество комитетов не должно превышать 20, на сегодняшний день таковых насчитывается 27 плюс специальная контрольная комиссия Верховной Рады по вопросам приватизации. Звание самого многочисленного делят комитет по вопросам правовой политики и правосудия, а также комитет по вопросам налоговой и таможенной политики, в состав которых входят по 32 депутата. К числу крупнейших относятся и комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений (30 парламентариев) и комитет по вопросам бюджета (29). Меньше всего народных избранников работают в комитете по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения, а также комитете по делам ветеранов, участников боевых действий, участников антитеррористической операции и людей с инвалидностью — 7 человек.

«Идея такова, что парламентские комитеты по своему профилю должны соответствовать министерствам. При этом возникает вопрос, появятся ли комитеты, соответствующие ведомствам, которые по своему весу равносильны министерствам, например, Национальному банку Украины или Государственной фискальной службе. Если строго соответствовать профилю правительства, то не нужен бюджетный комитет — этим вопросом должен заниматься комитет по финансам, а комитет по вопросам налоговой и таможенной политике дублирует два серьёзных ведомства, которые не являются министерствами. Из всего этого ясно, что должен появиться комитет по делам оккупированных территорий, раз есть соответствующее министерство», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.

Рада полураспада: на что променяли работу депутаты
Рада полураспада: на что променяли работу депутаты
© РИА Новости, Григорий Василенко | Перейти в фотобанк

Политолог напомнил, что руководители комитетов утверждались в самом начале работы Верховной Рады VIII созыва, когда существовала правящая коалиция, теперь же назначение придётся проводить в условиях совсем другого парламентского большинства. По его словам, этот процесс осложнится личными и политическими амбициями людей, которые лишатся своих должностей, поэтому Рада может увязнуть в этом процессе.

4 декабря 2014 года 270 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов приняли проект постановления о создании 27 комитетов, 10 из которых возглавили представители Блока Петра Порошенко, 7 — «Народного фронта», по 3 — «Батькивщины» и Радикальной партии, 2 — «Самопомощи», а специальную контрольную комиссию по вопросам приватизации — внефракционный депутат Борис Филатов.

Президентские выборы расставят всё по своим местам

Сообщению о реформе предшествовали заявления нескольких депутатов о возможности объявления внеочередного голосования уже осенью этого года, то есть на год раньше запланированного. В частности с подобной инициативой выступил заместитель главы депутатской группы «Воля народа» Степан Ивахив на согласительном совете руководителей фракций, комитетов и групп Верховной Рады. Однако Парубий призвал отложить в сторону подобные разговоры, поскольку слухи о досрочных выборах ходят с самого начала работы депутатов Верховной Рады VIII созыва. В свою очередь, лидер Радикальной партии Олег Ляшко уверен, что досрочные парламентские выборы инициирует украинский лидер Пётр Порошенко, чтобы перед президентскими выборами за счёт фальсификации выборов на мажоритарке набрать в парламенте новое большинство.

Рада для будущего президента: зачем нужна реформа украинского парламента

«Если парламентские выборы пройдут в конституционном порядке, то есть после президентских, значит, произойдёт усиление той фракции, представитель которой станет главой государства. Если победит Юлия Тимошенко, то «Батькивщина» получит дополнительный бонус на выборах, если допустить фантастический вариант, выиграет Святослав Вакарчук, то под него создаётся новая политическая сила, как было с Эммануэлем Макроном, и она получает солидный процент. Во Франции президентские и парламентские выборы проходят с разницей в месяц, а на Украине — полгода, но за это время надежда на то, что президент изменит ситуацию, ещё сохраняется, поэтому президентская сила в любом случае получит очень неплохой результат», — сказал Попов.

При этом новый президент не сможет провести выборы в Верховную Раду раньше, поскольку, согласно статье 90 Конституции Украины, полномочия парламента не могут быть досрочно прекращены президентом в последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады или президента. Поскольку очередные выборы глав государства должны состояться в последнее воскресенье марта 2019 года, то окончательная дата для возможных досрочных парламентских выборов — 30 сентября 2018 года.

«Порошенко не может себе никаких гарантий серьёзного политического будущего, если проиграет выборы, потому что настроение части депутатов, на которых он опирается, изменится. Если говорить о составе будущего парламента при сохранении избирательной системы, то мажоритарщики будут ориентироваться на будущего президента. Даже если провести досрочное голосование до президентских выборов, то те же мажоритарщики, которые поддержат Порошенко сейчас, в случае его проигрыша будут ориентироваться на любого другого победителя. Вспомним, как Ющенко спокойно проработал с Радой, избранной в 2002 году, Янукович — с парламентом 2007 года, а ещё больше депутатов перебежали на сторону победителей Майдана в 2014 году», — заявил Попов.

На политическом безрыбье: Почему украинцы не верят политикам
На политическом безрыбье: Почему украинцы не верят политикам
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Политолог считает, что в следующем созыве Рады фракции «Народного фронта» вообще не будет, а в случае проигрыша Порошенко на президентских выборах члены этой политической силы будут искать возможности вступить в союз с победителями и, возможно, пройдут от «Батькивщины».

«При пропорциональной системе выборов у них не будет никаких шансов. О фракции «Народного фронта» в будущем парламенте говорить преждевременно, само это словосочетание тянет на самый короткий анекдот», — заявил Попов.

На протяжении длительного времени Пётр Порошенко и Юлия Тимошенко возглавляют рейтинг победителей на президентских выборах, согласно опросам общественного мнения, однако численные показатели и тенденции различаются в зависимости от автора исследования. Так, если в декабре 2016 года центр SOCIS отдавал действующему главе государства 14,7% голосов, а в октябре 2017 года — 16,9%, то Центр Разумкова сообщал о падении уровня поддержки с 16,2% в ноябре 2016 года до 14% в октябре 2017 года. В декабре 2016 года, согласно данным КМИС, за лидера «Батькивщины» проголосовали бы 18,1% респондентов, а год спустя — 20,5%. Центр Разумкова, напротив, отметил сокращение лояльного электората с 11,5% в ноябре 2016 года до 8,4% в октябре 2017 года.

В случае с возглавляемыми ими партиями только группа «Рейтинг» заявляет об укреплении позиций «Батькивщины» в течение года — с 16% до 16,8%, причём в июне 2017-го произошёл провал до отметки 13,2%, а SOCIS, Центр Разумкова и КМИС говорят о снижении популярности политической силы. В то же время все четыре социологических группы сообщили о росте рейтинга БПП по разным данным от 11,8% до 16,9%.