В пояснительной записке говорится о целях проекта закона: определение механизмов управления в сфере национальной безопасности и обороны, нормирования структуры, состава сектора безопасности и обороны и системы управления. Один из пунктов законопроекта четко говорит о необходимости «интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство, членство в Европейском Союзе и в Организации Северо-Атлантического договора».

В целом законопроект свидетельствует о подготовке правовой базы под возможную эскалацию военного конфликта и более тесную координацию действий вооруженных сил и прочих силовых ведомств с командованием НАТО.

Закон под диктовку

На что стоит в первую очередь обратить внимание в данном законопроекте, так это на то, что его фактически составляли с целью реформирования украинских силовых ведомств под стандарты НАТО. Принять такой закон ранее настоятельно рекомендовал министр обороны США Джеймс Мэттис, чтобы обеспечить «прочную правовую основу для осуществления реформ в системе обороны». Госдепартамент США высказался в том же духе: «Принятие закона усилит соответствие Украины евроатлантическим стандартам и поможет создать профессиональную, устойчивую систему обороны, способную полностью защитить территориальную целостность Украины».

Руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко утверждает, что законопроект, вероятно, просто списан с законодательств стран НАТО: «Я когда читал сам текст, мне показалось, что отдельные пункты или списаны из законодательства некоторых стран-членов НАТО, или советники Североатлантического альянса это просто писали, а мы переводили». 

Украина рвется в НАТО: Порошенко внес в ВР законопроект о нацбезопасности
Украина рвется в НАТО: Порошенко внес в ВР законопроект о нацбезопасности
© Пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

Собственно, сам Порошенко на недавней пресс-конференции рассказывал, что законопроект разрабатывался совместно с партнерами по НАТО: «Сегодня я подал в Верховную Раду ключевой, стратегический, фундаментальный проект закона о национальной безопасности Украины. Хочу отметить, что он разрабатывался много месяцев в тесной координации с нашими партнерами по НАТО», — заявил Порошенко.

Законопроект предполагает назначение гражданского министра обороны и разграничение функций главнокомандующего и начальника Генштаба (сейчас обе должности занимает Виктор Муженко). По словам Порошенко, он долго колебался, прежде чем согласиться на это, однако «стандарты НАТО» оказались превыше всего.

Закон о Нацбезопасности: интеграция в НАТО вместо прав и свобод гражданина

И это несмотря на то, что, по данным социологической группы Рейтинг, лишь относительное меньшинство или 43% граждан (без учета неконтролируемых территорий) поддержали бы вступление страны в НАТО, если бы референдум о внешнеполитическом курсе состоялся в ближайшее время.

Учет и контроль

В отдельной статье законопроекта речь идет о стратегии развития оборонно-промышленного комплекса Украины. Развивать его планируют с использованием механизмов государственно-частного партнерства и привлечением международной консультативной, финансовой, материально-технической помощи.

Данный пункт можно считать реакцией на критику со стороны США относительно коррупции и нецелевого использования средств в Минобороны Украины. Одной из причин такой инициативы украинские СМИ считают желание США усилить контроль над поставляемым на Украину вооружением и финансовой помощью. В законопроекте закреплен и годовой объем финансирования сектора безопасности и обороны — он должен составлять не менее 5% запланированного объема ВВП, из которых не менее 3% — на финансирование сил обороны.

Бортник: Порошенко внес в Раду закон о гражданском министре обороны
Бортник: Порошенко внес в Раду закон о гражданском министре обороны
© пресс-служба ВС Украины/Руслан Лінник, Микола Лазаренко

В данном контексте можно напомнить, что еще в феврале старший оборонный советник Стивен Сильверстайн США, который работает на Украине, критиковал систему закупок Минобороны, требуя большей открытости: «Очень важно, чтобы на Украине все процессы закупок и заключения контрактов проходили открыто и прозрачно. Необходимо, чтобы был снят гриф секретности с военных закупок, и чтобы появилась возможность для всех украинских компаний принимать участие в тендерах. Когда Полторак (министр обороны Украины) на прошлой неделе был в США, Пентагон интересовался, если мы вам дадим деньги и другие ресурсы, то будут ли они использованы так, как Америка этого хочет, по назначению», — говорил Сильверстайн.

Консолидация власти в руках президента

Что немаловажно, к сектору безопасности и обороны законопроект причисляет силы безопасности, силы обороны, оборонно-промышленный комплекс, а также граждан и общественные объединения, добровольно участвующих в обеспечении национальной безопасности, что позволяет легализовать многочисленные парамилитарные патриотические организации, действующие подчас вне правового поля.

Руководство всем сектором национальной безопасности должен осуществлять президент страны. Президент назначает заместителей министра, главнокомандующего ВСУ и начальника Генштаба, а министра обороны утверждает парламент по представлению президента. В случае введения военного положения Нацгвардия и Государственная служба транспорта Украины должны будут подчиняться напрямую Главнокомандующему ВСУ.

Как утверждает депутат «Оппозиционного блока» Вадим Новинский, законопроект расширяет полномочия президента. «Если на сегодня, согласно Конституции, в сферу полномочий президента входят Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Служба безопасности, то по этому законопроекту президент прямо или косвенно будет руководить уже не только МИДом, СБУ и МО, но и МВД, Национальной гвардией, погранвойсками и всем военно-промышленным комплексом», — заявляет Новинский.

Украинскую оборону будут укреплять еще два американца
Украинскую оборону будут укреплять еще два американца
© Пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

Однако, по всей видимости, закон, который вступит в силу в случае принятия только с 2019 года, составлен уже под будущего президента Украины.

Смещение приоритетов

По сравнению с действующим в настоящее время законом «Об основах национальной безопасности Украины», новый законопроект существенно сокращает то, что считается национальными интересами.

Отныне приоритетными национальными интересами должны считаться такие понятия, как суверенитет и территориальная целостность, европейская и евроатлантическая интеграция, развитие экономики и гражданского общества. Таким образом, из перечня исключаются некоторые из ранее принятых национальных интересов, в число которых формально входили: обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защита языков нацменьшинств, развитие духовности, моральных принципов и интеллектуального потенциала народа Украины.

И это весьма примечательный момент: можно сказать, что права, свободы и развитие интеллектуального потенциала народа подменяются евроатлантической интеграцией.