7 января председатель профкома Николаевского судостроительного завода Николай Головченко заявил, что рабочим предприятия так и не выплатили долги по зарплатам, несмотря на обещания погасить их до нового года.

«В новый год мы, к сожалению, вошли с еще большими долгами. Задолженность перед уволенными работниками составляет 65 миллионов гривен (более двух миллионов долларов). С ноября 2014 года долги перед теми работниками, кто остался, составляют более 50 миллионов гривен (свыше 1,7 миллиона долларов). Некоторым людям должны по 200 тысяч гривен (чуть более семи тысяч долларов). Это пенсионеры, они боятся, что, если уволятся, о них сразу же забудут», — сказал Головченко.

По его словам задолженность можно было бы погасить за счет продажи крейсера «Украина». Однако эпопея с долгами перед николаевскими судостроителями длится уже который год и есть все основания предполагать, что она продолжится и в 2018 году. Периодически работники николаевских судостроительных предприятий организовывают акции протеста, перекрывая дороги. Правительство Украины регулярно отделывается обещаниями выплатить задолженность по зарплате «на днях». Тем не менее, воз и ныне там.

Накануне новогодних праздников около сотни работников Николаевского судостроительного комбината (переименованный в рамках «декоммунизации» в сентябре 2017 года «Судостроительный завод имени 61 коммунара») перекрыли автодорогу Одесса-Николаев. Участники забастовки вышли на акцию протеста не только с требованиями погасить долги. Их плакаты отражали и политические требования: «Власть, за что ты ненавидишь свой народ?», «Кто положит конец геноциду рабочего класса?», «Порошенко и Гройсман обещают переобещать обещанные обещания», «Мы еще никогда не жили так бедно» и «Импичмент». Полиция силой оттеснила протестующих, разблокировав дорогу. 

Минус 100 предприятий в год
Минус 100 предприятий в год
© РИА Новости, Сергей Поляков | Перейти в фотобанк

Ранее, в ноябре 2017 года, около 150 судостроителей перекрывали автомобильный проезд на улице Большая Морская в центре Николаева. Еще раньше они же блокировали в Николаеве Пушкинскую улицу. В августе работники николаевских предприятий пытались прорваться на встречу с премьер-министром Гройсманом, чтобы потребовать выплатить задолженности по зарплате, но премьер-министр, узнав об этом, внезапно изменил программу своего визита в Николаев. В мае 2017 года николаевские корабелы пикетировали Кабмин в Киеве. Депутат Верховной Рады Александр Жолобецкий заявлял, что николаевские судостроители доведены до отчаяния, так как зарплату им не выплачивают уже более трех лет.

«На протяжении последних трех лет они не получают зарплату. Задолженность по зарплате на сегодняшний день достигла практически 60 миллионов. Такого состояния, которое сложилось на заводе, не было за все последние годы. Все наши обращения к концерну «Укроборонпром» никакого результата не дают. Также есть ситуация с крейсером «Украина». На протяжении всех этих лет судостроители обслуживают наш крейсер «Украина». Зарплату за это они не получают. Прошу вас решить вопрос по будущей судьбе этого крейсера, а также по зарплате рабочих Николаевского судостроительного завода», — заявлял Жолобецкий.

Деиндустриализация Николаева

Николаевские судостроительные заводы, по сути, оказались не нужными Украине, а территория «декоммунизированного» завода «имени 61 коммунара» последнее время стала напоминать зону отчуждения в районе Чернобыльской АЭС: ржавые доки, заброшенные постройки, поросшая зарослями территория. Какую-то деятельность еще можно наблюдать только на сданных в аренду площадях, однако она не имеет никакого отношения к кораблестроению. Большая часть немногих оставшихся работников судостроительных предприятий — это охранники.

Фактически судостроительные заводы Николаева убиты, хотя еще недавно они являлись градообразующими предприятиями. В конце 1980-х годов в Николаеве действовали три крупных судостроительных завода. Черноморский судостроительный завод давал работу 24 тыс. человек, на заводе «имени 61 коммунара» работали 13 тыс. сотрудников, а на заводе «Океан» около 12 тыс. Николаевский кораблестроительный институт, а также целый ряд техникумов города готовили специалистов для этой отрасли. С 1990-х годов судостроительная отрасль на Украине стала постепенно приходить в упадок. Большинство корабелов потеряли работу и были вынуждены либо переквалифицироваться, либо уехать работать по профильной специальности в Россию, где работают около трети николаевских корабелов.

Николаевские судостроители: «Кто положит конец геноциду рабочего класса?»

В начале 2000-х оставшиеся николаевские судостроители кое-как выживали за счет небольших заказов, работая на 10-15% мощности заводов, построив несколько танкеров и сухогрузов по заказу Греции и Испании.

Шесть лет назад у них возникла надежда на возрождение отрасли: Виктор Янукович подписал программу по строительству военных корветов для ВМС Украины, однако один-единственный заложенный корвет так и остался недостроенным. После Евромайдана николаевские заводы вновь столкнулись с недофинансированием. В октябре 2017 года, как раз на 120-летие николаевского судостроения, прекратил работу Николаевский судостроительный завод, входящий в состав государственного концерна Укроборонпром — буквально через месяц после «декоммунизации» имени завода. Причина прекращения работы: отсутствие решения Кабинета Министров по финансированию содержания ракетного крейсера проекта 1164, который был заложен еще в 1984 году под именем «Комсомолец», затем фигурировал под именем «Адмирал флота Лобов». В 1993 году, построенный на 75% корабль, был выведен из состава ВМФ РФ, перешел в украинскую собственность и был переименован в «Украину». С тех пор он стал «чемоданом без ручки» — содержание недостроенного крейсера и потенциального «убийцы авианосцев» стоит около шести миллионов гривен в месяц. 

В Николаеве бастуют рабочие судостроительного завода
В Николаеве бастуют рабочие судостроительного завода
© mk.npu.gov.ua

В конце 2013 года правительство РФ предлагало Украине купить крейсер за 1 миллиард рублей. Помимо этого обсуждались планы по возрождению николаевского судостроения. В 2013 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин посетил Николаев и обсудил с местными властями перспективы сотрудничества в сфере судостроения. Однако последовавшие в 2014 году события поставили крест на этой сделке.

«Встречали нас очень тепло. Договорились о плане сотрудничества. Через месяц началась активная фаза киевского путча, и все наши надежды на возрождение тесных экономических связей с Украиной, а вместе с ними и последний шанс судостроения на Украине подняться — всё это умерло. Наши украинские коллеги иной перспективы, как носить кофе морпехам США в Очакове, больше не видят» — утверждал в 2017 году Дмитрий Рогозин, вспоминая о своем визите в Николаев.

5 декабря 2017 года Министерство обороны Украины сообщило, что отказывается от ракетного крейсера «Украина», который после спуска на воду четверть века простаивает на стадии готовности 95%. Достраивать судно в Минобороны сочли нецелесообразным из-за устаревшего вооружения, но окончательное решение еще должен принять Кабмин Украины. На данный момент известно, что бюджет Украины на 2018 год не предполагает средств ни на достройку корабля, ни на его дальнейшее содержание, ни на выплату многолетней задолженности по зарплате николаевским судостроителям.

Основная проблема злосчастного крейсера «Украина» и николаевских корабелов в целом заключается в политической несамостоятельности украинского руководства. Продажа пусть и устаревшего крейсера РФ, Китаю или третьим странам ожидаемо вызовет недовольство со стороны США, как и сотрудничество с этими странами в сфере судостроения. С другой стороны, США и их союзникам украинское судостроение тоже не нужно, поскольку сотрудничество с Украиной в этой сфере может вызвать недовольство собственников судостроительных компаний западных стран, которые борются за каждый заказ и, очевидно, не желают видеть очередного конкурента в лице николаевских корабелов.

Следовательно, в 2018 году мы увидим еще не одну протестную акцию профсоюзов николаевских судостроителей с требованием выплатить долги по зарплатам, а верфи и доки Николаева будут и дальше ржаветь, по крайней мере, до тех пор, пока украинское руководство не обретет хоть какую-то самостоятельность в принятии решений.