Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев заявил о победе над «Газпромом» в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма в споре по условиям контракта купли-продажи газа и сообщил, что теперь Киев не обязан платить российской компании $56 млрд, как того требовали положения take-or-pay («бери или плати»).
Кроме того, по решению арбитража, цена газа, полученного «Нафтогазом» во втором квартале 2014 года, снижена на 27% (с $485 до $352 за 1000 куб. м). Пересмотр контрактной цены позволил «Нафтогазу» сэкономить на газе, купленном у России в 2014-2015 годах, $1,8 млрд.
В «Газпроме» оценили решение Стокгольмского арбитража несколько иначе.
«То, как это представляет украинская сторона, это что называется: плюй в глаза — все божья роса», — заявил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев.
Пресс-служба российской компании сообщила, что суд отказал «Нафтогазу» в праве на пересмотр цены газа за период с мая 2011 года по апрель 2014 года и во взыскании переплаты за газ за период с мая 2011 года по 26 апреля 2014 года в сумме около $14 млрд.
«Газпром» утверждает, что арбитраж признал невозможность применения к контракту между компаниями европейского или украинского антимонопольного законодательства и назвал обязательным применения положений «бери-или-плати» до окончания срока действия контракта.
Следовательно, своим решением Стокгольмский суд обязал «Нафтогаз» уплатить в пользу «Газпрома» сумму просроченной задолженности за поставки газа ($2,019 млрд) и проценты за период с 22 декабря 2017 года по дату осуществления такого платежа в размере 0,03% за каждый день просрочки.
Противоречивую трактовку сторон проанализировал в интервью изданию Ukraina.ru экономист Александр Дудчак.
«Получилось так, что глава «Нафтогаза» заранее объявил о победе и выписал себе приличную, или, скорее, неприличную премию. Поспешили назвать это "перемогой", но беда в том, что любое принуждение Украины платить за поставленный газ там принимают как поражение и личную обиду. Даже те минимальные объемы, которые теперь Украина обязана брать или платить, или не брать, но платить все равно, воспринимаются как "зрада". С 2015 года Украина гордится, что не покупает газ в России, а Стокгольмский арбитраж обязал их выкупать. И каждые сутки 604 тыс. долларов они обязаны платить в виде пени», — пояснил эксперт.
По его мнению, Украина вряд ли будет платить по счетам, а возможно, долги перейдут уже следующей власти.
«Будут ли они платить — неизвестно. Может быть, они дождутся смены власти, и уже на новое руководство перевесят все долги, и скажут, что за них не отвечают. Принуждать к оплате достаточно сложно. Разбирательство будет продолжаться, и новую информацию мы получим только в феврале 2018 года. Вряд ли Украина тут же будет платить. Но общие требования не будут удовлетворены в полном объеме для обеих сторон. Но даже решение, которое мы имеем сегодня от Стокгольмского суда — серьезное поражение для Украины, в том числе моральное», — считает Дудчак.
«Поскольку Украина ведет себя агрессивно, то Газпром решил вернуться к букве закона. Тот же Стокгольмский суд идет на то, чтобы пересматривать договора задним числом. И это тревожный прецедент. То есть, можно подписывать договора, а потом их не исполнять. Стокгольмский суд тоже существует не в вакууме, он тоже находится в политике Евросоюза, несмотря на то, что должен принимать объективные решения. Но, в целом, до объективности там тоже еще далеко. По факту получается, что не удовлетворяются иски в полном объеме ни «Газпрома», ни «Нафтогаза». Такое, как бы, компромиссное решение, которое приводит к разным трактовкам. Но, в любом случае, Украина пытается о поражениях не упоминать. Если бы Украина должна была выплатить 56 млрд. как хотел «Газпром», в стране случился бы полный коллапс. Но псевдопатриоты недовольны даже тем, что Украину обязали выплатить $2 млрд.», — заключил Дудчак.
По одному делу, связанному с контрактом на куплю-продажу газа, «Нафтогаз» требовал возместить «переплату» за газ, приобретенный с 20 мая 2011 года по октябрь 2015 года, в размере $14,1 млрд (с учетом штрафов и пени — $17,9 млрд). Другой иск касается условий транзита газа через территорию Украины. Общая сумма исковых требований «Нафтогаза» к «Газпрому» достигла $26,6 млрд.
«Газпром» требовал от «Нафтогаза» $56 млрд по задолженности за газ, поставленный в мае — июне 2014 г., а также по соглашению «бери или плати» (когда покупатель обязуется оплатить установленный договором объем вне зависимости от объема реальных закупок) за 2012-2017 гг. Суд вынесет решение по иску 28 февраля 2018 г.