Ежегодно в декабре компания Google в рамках проекта «Год в поиске» публикует рейтинги самых «трендовых» запросов Google-поиска в разных странах.

Как заявили 13 декабря в центральном офисе компании, по всему миру пользователи чаще всего «спрашивали» Google о продукции Apple, урагане «Ирма», избраннице британского принца Гарри — Меган Маркл и Национальной сборной Индии по крикету.

В топ-10 запросов вошли также спиннеры, биткоины, стрельба в Лас-Вегасе, Северная Корея, продюсер Харви Вайнштейн и актер Кевин Спейси.

Россиян в уходящем году больше всего интересовали: Чемпионат мира по футболу-2018, Чемпионат мира по хоккею, спиннеры, хайп, майнинг биткоинов, информация о теракте в Санкт-Петербурге и урагане в Москве.

Украинский офис компании на этой неделе тоже составил рейтинг запросов за текущий год, на основании которого можно судить, что в первую очередь интересовало украинских пользователей в 2017 году. Даже беглого взгляда на этот рейтинг достаточно, чтобы понять, что попытки вбить клин между гражданами Украины и России оказываются не столь успешными. 

О'кей, Google: В 2017 году украинцы чаще всего искали в сети российский сериал
О'кей, Google: В 2017 году украинцы чаще всего искали в сети российский сериал
© РИА Новости, Максим Блинов / Перейти в фотобанк

Как сообщает пресс-служба компании, в первой десятке запросов оказались сразу пять сериалов и два ТВ-шоу. Самым популярным поисковым запросом оказался четвертый сезон российского комедийного сериала «Физрук», хотя он и входит с 2015 года в список запрещенных к показу на Украине. На втором месте реалити-шоу «Холостяк», а на третьем шоу «НАПК» (Национальное агентство по предотвращению коррупции).
Затем, по мере убывания, следуют запросы «Фильмы 2017» и «анонимайзер». На популярности запросов об анонимайзерах следует особо остановиться, поскольку они неразрывно связаны с другими часто задаваемыми вопросами.

«Физрук» и анонимайзеры: что спрашивают украинцы в Интернете

Так, например, в категории вопросов, начинающихся со слова «Почему», украинцы чаще всего интересовались «Почему не работает ВКонтакте?» Как следствие, в категории вопросов «Как?», граждане Украины чаще всего интересовались «Как обойти блокировку ВКонтакте», а в категории вопросов «Что?» спрашивали, что такое «VPN».

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство граждан Украины отрицательно отнеслись к блокировке этой социальной сети, искали и нашли способы обойти блокировку, а тот факт, что «ВКонтакте» вышел из десятки самых популярных сайтов на Украине, свидетельствует, скорее всего, о том, что украинцы заходят в него через VPN «из других стран». Следует также отметить, что в прошлом году, судя по количеству запросов, украинские пользователи часто пытались решить проблемы с доступом к файлообменнику ex.ua. Вслед за анонимайзерами по частоте запросов следует сериал «Игра престолов» и только затем «Евровидение», проходившее в этом году в Киеве.

В категории «Персона года» мы видим, что первые места удерживают российские медийные персоны: Диана Шурыгина, Михаил Задорнов и Дмитрий Марьянов. Замыкают «десятку» персон года, по частоте Google запросов из Украины, Михаил Саакашвили и Дональд Трамп.

«Физрук» и анонимайзеры: что спрашивают украинцы в Интернете

Если Дональд Трамп и в прошлом году входил в топ-10 на Украине, то из россиян туда входил лишь Арсений Павлов («Моторола»), а верхние позиции занимали Джамала, Павел Шеремет и Надежда Савченко.

Два года назад украинцы чаще всего спрашивали Google о новостях из Донецка, а также задавали вопросы, связанные с гражданским конфликтом: «что такое военное положение», «что такое децентрализация», «что такое летальное оружие».
В 2014 году Google запросы из Украины были еще более «политизированными» — в топ-10 входили такие темы, как «Новости Украины», «Новости Донецка», «Громадське ТВ», «Майдан онлайн» и «Русская весна». В десятку «персон 2014 года» входили Виктор Янукович, Владимир Путин, Петр Порошенко, Наталья Поклонская, Дмитрий Ярош и Олег Ляшко. Миллионы украинцев в 2014 году спрашивали, что такое люстрация, федерализация, дефолт, сепаратизм, аннексия, хунта, фашизм и титушки.

И вот теперь, в 2017 году, мы видим, что из топ-запросов совершенно вылетели темы, касающиеся политики и войны на Донбассе. Украинских пользователей теперь в большей степени интересуют вопросы: «как выйти замуж», «как похудеть», «как заработать в Интернете», «зачем любить» и «зачем мы живем». В какой-то степени можно сказать, что интересы граждан Украины в 2017 году стали аналогичными их интересам в 2012-2013 годах.

Заглянуть за забор

У украинских пользователей наблюдается некоторая усталость от политических новостей и большая заинтересованность в российской культурной и общественной жизни. Можно сколько угодно проводить патриотические мероприятия, пытаться заинтересовать украинцев в «национальном культурном продукте» и навязывать образ врага, тем не менее, большинство продолжает «заглядывать через забор», обходя любые блокировки российских социальных сетей и телеканалов. Не случайно одним из наиболее популярных в этом году вопросов из Украины, где заблокированы российские телеканалы, звучал так: «Почему Малахов ушел с Первого канала». В списке наиболее популярных фильмов вы не найдете ни одного патриотического блокбастера, вроде «Киборгов».

В данном контексте следует обратить внимание и на рейтинг наиболее популярных на Украине Youtube видео 2017 года. В категории музыкальных видео первые места заняли такие исполнители, как «Грибы», «Время и стекло», Luis Fonsi, Ed Sheeran и Светлана Лобода. Среди немузыкальных видео на первом месте оказался российский мультфильм «Маша и медведь». Как мы видим, на Youtube украинские пользователи тоже предпочитают смотреть отнюдь не патриотические видео.

«Физрук» и анонимайзеры: что спрашивают украинцы в Интернете

Украинские СМИ бьют тревогу, заявляя о провале государственной политики «патриотического воспитания». Телеканал «24» говорит о «Русском мире в украинском Google». Такие результаты поисков действительно в какой-то степени говорят нам о том, что государству и националистическим СМИ так и не удалось сформировать серьезных предубеждений относительно россиян и российской медиа-продукции.

Украинцы преимущественно остаются в сфере российской популярной культуры и постепенно устают от тем, касающихся политики и войны. Мало того, они настойчиво стремятся преодолеть искусственно возводимые барьеры, обходя блокировку, что не может не внушать оптимизма и надежд на взаимопонимание.