Покаяние, торг или шантаж? Зачем Филарет обратился в Москву - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Покаяние, торг или шантаж? Зачем Филарет обратился в Москву

Читать в
Самой громкой сенсацией, прозвучавшей на проходящем в Москве Архиерейском соборе Русской православной церкви, стала информация об обращении к ней отпавшего в 1992 году от Церкви Филарета (Денисенко), провозгласившим себя главой неканонически созданного на базе отобранных (в том числе силами националистов) у РПЦ храмов Киевского патриархата

На сегодняшний день непризнанная в мире Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) имеет на Украине около 4,7 тыс. приходов, каноническая Украинская православная церковь (УПЦ) — около 13 тысяч.

«Архиерейский Собор заслушал письменное обращение бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской Православной Церкви от 16 ноября 2017 года. В письме содержится просьба о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами». Письмо завершается словами: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем», — говорится в принятом 30 ноября «Определение Освященного Архиерейского собора Русской православной церкви «Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета».

Оригинал письма опубликовал позже в тот же день в Facebook глава Информационного управления Киевского патриархата епископ Черниговский и Нежинский Евстратий (Зоря), затем оно появилось на официальном сайте Киевского патриархата.

«Собор с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской Православной Церковью. После горестных двадцати пяти лет раздоров, насилия, взаимной неприязни, обид и нестроений, возникших в украинском православии и украинском обществе в результате раскола, появляется, наконец, возможность встать на путь восстановления единства, — говорится далее в определении Архиерейского собора. — Решительный отказ от насилия и захвата храмов, отказ от взаимных обвинений и упреков, взаимное прощение друг другу старых обид — вот те целебные средства самопожертвования и любви о Христе, которыми только и может быть восстановлено единство канонической Церкви на Украине».

Далее было сказано, что «ля ведения дальнейших переговоров с отделившимися от церковного общения, Собор учреждает комиссию в составе» видных представителей Русской православной церкви и являющейся ее автономной и самоуправляемой частью, самостоятельных в своих управленческих вопросах (что было лишний раз подчеркнуто 30 ноября Архиерейским собором) Украинской православной церкви.

В свою очередь, в комментарии Зори в Facebook, а затем на сайте Киевского патриархата заявлялось, что никакого прощения Филарет (вопреки написанному им в письме) не просил, так как каяться ему не за что, и что диалог в их понимании это «преодоление всего комплекса проблем, которые препятствуют нормальному церковному общению между РПЦ и УПЦ КП, как это должно быть между Поместными Церквами».

«Следствием такого решения должно было стать создание предпосылок для признания Русской церковью автокефалии Поместной Украинской православной церкви и объединение украинского православия вокруг Киевского патриаршего престола — что есть и всегда было единственной конечного целью диалога УПЦ КП с Московским патриархатом», — заявила 30 ноября пресс-служба УПЦ КП.

Как отметил 30 ноября в Facebook, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич (вошедший в упомянутую выше комиссию по диалогу), «теперь важно, чтобы сам Филарет не поддался давлению радикальных и националистических сил, которых много в его структуре, а также не слушал власть имущих, советы которых однажды его уже увели в раскол в начале 1990-х».

Открытие Архиерейского собора РПЦ
РПЦ назвала условие для начала диалога с Киевским патриархатомРПЦ ждёт инициативы со стороны украинских раскольников для восстановления церковного общения

Эти опасения оказались не лишними, так как на пресс-конференции 1 декабря Филарет едва не дезавуировал свое письменное обращение. Сидевший под бдительным взором Зори (который периодически подсказывал старику Денисенко нужные фамилии и слова) патриарх Киевский привычно метал громы и молнии в сторону Москвы и УПЦ.

«Инициатива пришла из Московской патриархии, причем не прямо из Москвы в Киев, а через Нью-Йорк, через митрополита Русской зарубежной церкви Илариона (первоиерарх РПЦЗ, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал). — Прим. авт.). В результате инициативы из РПЦЗ мною была организована делегация для первых контактов во главе с отделом церковных связей митрополитом Иларионом (Алфеевым). В эту группу входили архиепископ Иларион (архиепископ Ровенский Иларион (Процик). — Прим. авт.), протоиерей Борис Табачек, настоятель Владимирского собора (главный храм КП в Киеве. — Прим. авт.), и наш священник Богдан Згоба, который служит в Соединенных Штатах Америки, в Филадельфии, — заявил Филарет. — В результате этой встречи был поднят вопрос о примирении, но примирение звучало со стороны Московского патриархата. Они хотели достигнуть примирения с нашей Церковью. Конечно, мы не хотим враждовать не только с Московским патриархатом, а хотим жить в мире со всеми Православными церквами, и не только православными церквами, но с и другими христианскими церквами, но и другими религиями».

Однако, подчеркнул Филарет, в своем письме, написанном якобы по просьбе Илариона (Алфеева), он имел в виду лишь примирение для переговоров об автокефалии для Украинской православной церкви, которую он видит возможной лишь на базе Киевского патриархата. Необходимость же автокефалии дает, по его словам, независимость страны. Поэтому, добавил он, от диалога с Москвой Киевский патриархат не отказывается.

Позиция достаточно двусмысленная. По сути, Филарет публично демонстрирует, что готов к переговорам, но исключительно с позиции принятия его решений, причем с публично озвучиваемой логикой «это нужно вам, мы же самодостаточны». Правда, с этой логикой никак не вяжется то, что с письмом в Москву все-таки обратился именно он.

Крестный ход Украинской православной церкви в Киеве
Письмо расстриги Филарета в Москву: Наживка для РПЦ — «Политнавигатор»Письмо бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета, ныне возглавляющего непризнанный мировым православием Киевский Патриархат УПЦ, с просьбой о прощении для многих стал как гром среди ясного неба

Одной из целей этого демарша мог быть публичный шантаж украинских властей, которые в последнее время заметно охладели к идее создания Украинской поместной церкви на базе Киевского патриархата. Наиболее горячим сторонником этой идеи был Арсений Яценюк, не раз публично посещавший Филарета с поздравлениями. Весной 2015 года премьер-министр Украины вел активную тайную переписку с Вселенским патриархом Варфоломеем (оба были тесно при этом связаны с США), прося того принять под свой омофор украинских раскольников. Летом того же года этот план был близок к реализации — представители Украинских православных церквей в США и Канаде, прибывшие в Киев, быстро уломали епископов Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) на объединение с Киевским патриархатом, причем на откровенно кабальных условиях. На сентябрь 2015 года был назначен объединительный собор, но в итоге он так и не состоялся — перспектива поглощения филаретовцами совсем не улыбалась автокефалам.

Второй вариант подобного плана еще весной 2014 года озвучил львовский религиовед Андрей Юраш, вскоре возглавивший департамент по делам религий Министерства культуры: «Если произойдет планируемое объединение здоровых сил УПЦ КП, УПЦ, УАПЦ и если в результате в рамках новой объединенной юрисдикции найдут себя 13 — 14 тысяч проукраинских приходов, это было бы существенным достижением… А кто не хочет — они имеют право определяться. И я не вижу даже исключительной трагедии, когда не только в Одессе, Луганске или Измаиле, но даже в Киеве отдельные приходы или монастыри будут принадлежать к Московскому патриархату, а десятки или даже сотни приходов на Буковине и в Бессарабии войдут в Румынский патриархат». Наличие объединительных планов у него показывает реплика, брошенная 24 февраля 2016 года в эфире телеканала «Центрального канала»: на вопрос ведущего, сколько приходов у Киевского патриархата, Юраш ответил: «6100 вместе с Автокефальной церковью».

Своего рода фальстартом в реализации этого плана стал подписанный 13 ноября 2014 года «Меморандум о единой Украине и единой Украинской поместной Православной церкви», подписи под которым поставили местные иерархи УПЦ, УАПЦ и греко-католиков, а также губернатор Ровенской области и его заместитель. Характерно, что от Киевского патриархата действующим лицом тогда выступал тот же архиепископ Ровенский Иларион (Процик), который сейчас является одной из основных фигур в диалоге с РПЦ.

«Подстегнуть» готовность «здоровых сил» УПЦ перейти в новую Церковь должен был бы и внесенный 23 февраля 2016 года в Верховную раду закон № 4128 «О внесениях изменений в закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях"», который бы радикально упростил перевод храмов из одной юрисдикцию в другую, а также еще целый ряд подобных законопроектов, направленных против УПЦ. Однако после ухода 14 апреля 2016 года Яценюка с поста премьер-министра позиции «ястребов» в рядах исполнительной власти заметно ослабли. А в администрации Порошенко были сильно недовольны тем, что на местных выборах 25 октября 2015 года духовенство Киевского патриархата предпочло выдвигаться от оппозиционных «Батькивщины» (78 кандидатов) и «Свободы»* (40 кандидатов), а не от Блока Петра Порошенко (53 кандидата).

К концу 2017 года структура Филарета подошла с невеселым багажом — объединительные инициативы оказались провалены, отнять у УПЦ Киево-Печерскую и Почаевскую лавры и ограничить влияние канонической Церкви путем законов не удалось. Более того, влияние филаретовцев в обществе стало падать, в то время как начало увеличиваться аудитория греко-католиков, сумевших перетянуть к себе Полтавско-Харьковскую епархию УПЦ и застроить своими храмами все крупные города Донецкой и Луганской областей.

Совместное заседание членов Госдумы РФ и Совета Федерации РФ
Митрополит Иларион: Униаты не являются мостом между православными и католикамиПредседатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион назвал украинских униатов препятствием для диалога и взаимопонимания, а не связующим звеном двух конфессий, как они сами себя позиционируют

Почти как финальный аккорд прозвучали во второй половине октября заявления униатских капелланов Добровольческого украинского корпуса «Правый сектор»* о желании захватить все храмы раскольников на Галичине и Прикарпатье (опубликованный список включал более 100 культовых зданий).

В этой ситуации и могло родиться решение попытаться сделать шаг навстречу РПЦ, прощупав почву для возвращения назад и условий приема Филарета, при этом всегда имея возможность отказаться от этой инициативы в обмен на определенные бонусы со стороны властей. Однако, Киевский патриархат все же заигрался, так как националисты не простят ему обращения в Москву, а дав «обратный ход» диалогу с РПЦ, повторно его если и удастся начать, то с куда менее выигрышных условий.

* Организации запрещены в России Верховным судом РФ.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала