На днях украинский Госстат обнародовал данные, согласно которым Российская Федерация занимает третье место по объему инвестиций в экономику Украины по состоянию на 1 июля 2017 года.
По данным украинского ведомства, общий объем инвестиций, привлеченных более чем из 70-ти стран, составил $38,9 млрд, из них $1,6 млрд удалось получить в течение января-июня 2017 года.
Больше всего инвестировал в экономику Украины Кипр — $9,9 млрд (25,5% от общего размера инвестиций), затем Нидерланды — $6,3 млрд (16,2%), третье место занимает Россия — $4,4 млрд (11,4 %). Затем идут Великобритания — $2,1 млрд (5,5%) и Германия — $1,7 млрд (4,5%).
Украинский экономист, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко рассказал Ukraina.ru о том, что это за инвестиции, в какие сектора украинской экономики они идут, и почему российский капитал приходит на Украину.
— Это накопительный показатель, это не рост. Это за все время, не за год. Это можно было и раньше давать, у нас такая тенденция уже давно. Во-первых, это банковская сфера, там много российского капитала, потом химия — про это мало кто говорит, но там тоже достаточно российского капитала, машиностроение.
- А можете поподробнее рассказать, какие инвестиции, в какие сектора, в какие предприятия?
— Больше всего в финансовый сектор — Сбербанк, ВТБ и так далее. Потом производство минеральных удобрений, так или иначе, это все тоже российские инвестиции. Это обусловлено тем, что сырье в основном закупалось в России, а заводы на Украине — это было взаимовыгодно. Да и сейчас взаимовыгодно, только с политической точки зрения не модно.
- Это заводы, которые принадлежат Дмитрию Фирташу?
— Да, это те, которые официально считаются заводами Фирташа.
- А, например, Запорожсталь — там были российские акционеры. Они остались?
— Да, да, остались. Например, Вадим Новинский — у него совместное предприятие, где есть российский капитал.
Потом в энергетике — Киевоблэнерго и еще несколько облэнерго. Но нужно понимать, что напрямую сюда капитал не заводится. У нас на первом месте по инвестициям в украинскую экономику — Кипр. Сами понимаете, что там, скорее всего, и российский капитал, и украинский.
- А точно или хотя бы приблизительно по кипрским деньгам сказать, откуда они, нельзя?
— Нет, конечно. Они специально маскируются, чтобы нельзя было понять, откуда деньги. Второе место — Голландия, и это то же самое. К примеру, формально считается, что голландские офшоры участвуют в украинском аграрном бизнесе. Но насколько они голландские?
- Какова сейчас динамика российских инвестиций в украинскую экономику? Это растущий или затухающий тренд?
— В предыдущем году российские банки увеличили капитал украинских «дочек». Но понятно, что в других сферах инвестиции уменьшаются. Вряд ли сейчас кто-то будет инвестировать в машиностроение, да и в химию тоже.
В финансовый сектор деньги вложили потому, что там надо было. По всем остальным — конечно, нет.
- По банкам можно ли сказать, что это было такое рефинансирование перед возможной продажей, «предпродажная подготовка»?
— Скорее это был вынужденный шаг для спасения банков, выполнение требования Нацбанка Украины по докапитализации. Эти требования российскими банками были выполнены, однако они теперь попали в «глухой угол», когда они хотят продать свои филиалы на Украине, но им НБУ не разрешает. Сейчас вопрос «завис». С одной стороны, это большой актив, дорогой. Было несколько покупателей — но Нацбанк всем отказал.
- То есть, можно сказать, что инвестиционный тренд — угасающий?
— Да, да. Все же понимают, что для инвестиций нужны нормальные условия. А сейчас нормальных условий на Украине нет. Бесконечные политические дрязги убивают экономику. Можно сказать, что украинскую экономику убили политики.