Порошенко предлагает установить мир в Донбассе военным путем - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Порошенко предлагает установить мир в Донбассе военным путем

Читать в
Украинские парламентарии наконец получили текст законопроекта о реинтеграции Донбасса. Однако перспектива возврата ДНР и ЛНР под контроль Киева с учётом предложенных методов весьма сомнительна

Президент Украины Пётр Порошенко внёс на рассмотрение Верховной Рады в статусе неотложного законопроект «О создании необходимых условий для мирного урегулирования конфликта в Донбассе». Как ожидается, сегодня к работе над документом приступят профильные комитеты парламента и передадут его в комитет по вопросам национальной безопасности и обороны, а затем его вынесут на обсуждение депутатов. 

«Этим законом Верховная Рада Украины в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 85 Конституции Украины одобряет решение президента Украины об использовании ВСУ и других военных формирований для сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях и обеспечения государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», — сказано в документе.

Кроме того, разрешено привлечение СБУ, службы внешней разведки, государственной службы специальной связи и защиты информации, Нацгвардии, государственной пограничной службы, управления государственной охраны, государственной специальной службы транспорта, МВД, Нацполиции и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты. Непосредственное руководство военными силами и средствами в Донбассе возложено на Объединённый оперативный штаб ВСУ. 

В качестве целей государственной политики в Донбассе обозначены освобождение неподконтрольных территорий и восстановление конституционного строя в них; защита прав, свобод и законных интересов граждан Украины, пострадавших в результате «российской агрессии»; укрепление независимости, государственности, обеспечения единства и территориальной целостности украинского государства.

Отдельные районы Донецкой и Луганской областей определены в законопроекте как «временно оккупированные территории Украины», включая сухопутную территорию, внутренние воды и воздушное пространство над ними.. На территории ДНР и ЛНР установлен особый порядок обеспечения прав и свобод гражданского населения: за физическими лицами, независимо от приобретения ими на Украине статуса внутренних переселенцев, и за юридическими лицами закреплено право собственности и другие права на имущество, в том числе недвижимое, включая земельные участки, которые находятся на неподконтрольной Киеву территории Донбасса, если оно приобретено в соответствии с законами Украины.

«Государство Украина не несет ответственности за противоправные действия РФ как государства-агрессора, её Вооружённых Сил, других воинских формирований и оккупационной администрации на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», — сказано в законопроекте.

Верховный Главнокомандующий Украины Пётр Порошенко получает право использовать армию для отпора «российской агрессии» на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.

«В случае введения военного положения в отдельных местностях в связи с российской вооружённой агрессией в Донецкой и Луганской областях: в день вступления в силу акта президента Украины о создании военной администрации прекращаются в соответствии с этим законом полномочия: областного совета, его исполнительного аппарата, должностных и служебных лиц местного самоуправления, которые работают в этих органах, — в случае образования соответствующей областной военной администрации», — говорится в документе.

Тайна за семью печатями

Хотя текст документа опубликовали только сегодня, дискуссия вокруг него продолжалась несколько месяцев. Источники украинских СМИ то и дело предавали огласке те или иные положения будущего законопроекта. 

По информации издания «Страна.ua», во вторник состоялась непубличная встреча 30-ти парламентариев, заместителя главы Администрации президента Украины Константина Елисеева, представителя Киева в политической подгруппе Контактной группы Ольги Айвазовской и профессора Киево-Могилянской академии Владимира Василенко. Елисеев признался, что текст законопроекта не готов, после чего политики сделали вывод, что документ будут дорабатывать ночью накануне рассмотрения в Верховной Раде.

Заместитель министра по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука пожаловался, что Администрация президента при разработке не учитывала мнение ведомства, а его самого привлекли в качестве консультанта при разработке только первого варианта, который в результате представили группе депутатов как концепцию, а не как законопроект.

«Тот факт, что к разработке документа не привлекали Министерство по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц, свидетельствует о том, что он будет отражать только политическую позицию президента и СНБО, но вряд ли будет включать реальные механизмы по реинтеграции и ресоциализации людей. Порошенко не привлекал к разработке закона другие силы, потому что не хотел утечки информации. Кроме того, документ разрабатывается кулуарно, чтобы все лавры и пиар этой идеи удалось удержать в одних руках, чтобы избежать, в том числе, преждевременной критики», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

По мнению эксперта Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексея Попова, у украинских властей не было общей технологии работы над законопроектом, поэтому его могли полностью разрабатывать в Администрации президента и в минимальной степени привлекать членов Кабинета министров. Он также допустил, что представителей министерства не вовлекли в подготовку законопроекта, потому что он направлен на обрубание связей с Донбассом и содержит положения, которые ведомство могло не разделять.

Быть ли особому статусу Донбасса до 2018 года?

Вторая инициатива Порошенко касается продления на год срока действия закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который истекает 18 октября, после того, как закон о реинтеграции Донбасса вступит в силу.

«Сначала продление на год особого статуса отдельных районов Донбасса, которое формально провозглашено, но фактически не действовало, было в переходных положениях, а потом его вычеркнули ручкой, как видно по скану документа, которое опубликовала Сыроид. Если законопроект о продлении закона об особом статусе внесли отдельно, то больше оснований не проголосовать за него, чем в пакете. Порошенко важно принять закон о реинтеграции Донбасса, а по поводу второго законопроекта он скажет, что стремился провести, но Рада не поддержала», — заявил Попов.

Пресс-конференция Надежды Савченко
Савченко: Закон о реинтеграции Донбасса так скрутит Украину, что Майдан будет невозможенДепутат Верховной Рады Надежда Савченко считает, что новый закон по Донбассу окажет влияние на жизнь всех регионов страны

Накануне внесения законопроектов заместитель главы фракции «Народный фронт» Виктория Сюмар сказала, что её однопартийцы поддержат предложение о прологации закона об особенностях местного самоуправления в Донбассе, если в его тексте не будет предусмотрено предоставление особого статуса неподконтрольным Киеву территориям.

Депутат от БПП Мустафа Найем уверен, что именно этот пункт станет самым спорным при рассмотрении в парламенте: «Эта норма была введена в сентября 2014 года и уже тогда вызвала большой негатив и сопротивление сессионного зала. Во время голосования Александру Турчинову пришлось выключить табло в сессионном зале, чтобы невозможно было определить, кто и как голосовал».

Минские соглашения превыше всего

Законопроект «О создании необходимых условий для мирного урегулирования конфликта в Донбассе» устанавливает приоритет выполнения Минских соглашений при проведении политико-дипломатических мероприятий по восстановлению территориальной целостности Украины.

«Это будет первый закон Украины, в котором будут упомянуты Минские договорённости. Они указаны в преамбуле документа и в статье 7. Фактически, этим документом мы легализуем Минские договорённости в рамках правового поля Украины. С формальной точки зрения Минские договорённости не могут считаться источником права, в том числе международного, поскольку они не подписывались субъектами международного права. Их подписывали, в том числе, террористы», — заявил Найем.

Бортник констатировал, что на сегодняшний день Комплекс мер, который рассматривается как краеугольный документ по деэскалации конфликта, утратил жизнеспособность: «Минские соглашения заморожены. Более того, «нормандская четвёрка» ослабла. Минские договорённости, к сожалению, так и не заработали — они оказались мертворождёнными из-за недостаточного авторитета, прежде всего, Германии и Франции, которые не смогли оказать достаточного давления на стороны конфликта для реализации «Минска».

Директор Института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев в интервью изданию Ukraina.ru подчеркнул, что было бы правильно и последовательно со стороны украинской власти вначале включить в повестку минских и «нормандских» переговоров вопрос о новых предложениях законодательного урегулирования военного конфликта в Донбассе и предложения по программе реинтеграции. После этого вынести инициативу на рассмотрение в парламенте, тогда всё встало бы на свои места.

Переговоры президента РФ В. Путина с федеральным канцлером ФРГ А. Меркель
Меркель «штурмует» Раду: требует продлить закон об особом статусе ДонбассаОб этом заявила вице-спикер Верховной рады Оксана Сыроид

«А так у меня ощущение, что просто идёт попытка сорвать существующие переговорные форматы и перехватить политическую инициативу. У украинской власти нет внятной позиции, которая опиралась бы на принцип неконфликтности, политического диалога, национального местного самоуправления, не говоря уже о преодолении гуманитарной и экологической катастроф, к которым привёл конфликт», — сказал политолог.

По мнению эксперта, в июне, когда появилась информация о подготовке законопроекта и полузакрытых экспертных обсуждениях, президент был обязан в своём послании чётко сформулировать свою позицию: как он видит последовательность выполнения Минских соглашений, и нужны ли для этого новые законы, а также формулу, связанную с дальнейшим проведением АТО.

В завершении Ермолаев выразил надежду на урегулирование ситуации в Донбассе: «Я очень надеюсь, что нынешний состав украинский власти, где до сих пор доминирует «партия войны», всё-таки воспользуется шансом тех миротворческих инициатив, которые сейчас обсуждаются в ООН, и речь будет идти о мирной миротворческой миссии. Не надо путать миротворческую миссию с мирострельческой».

Политолог считает, что если говорить просто о снижении уровня конфликта в Донбассе, то всё упрётся в вопрос военного режима, к чему всё пока и сводится. По его мнению, Украине нужен совсем другой формат миротворческого процесса, например, с участием международных гуманитарных организаций, представленных на Украине конфессий, профсоюзов, тогда речь будет идти о миротворческой миссии, что важно – международной и национальной.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала