На этой неделе стало известно, что Украина заняла 102-место из 180-ти в мировом индексе «Свободы слова». Не самый лучший подарок ко дню украинской журналистики, который отмечают 6 июня. Но даже этот неважный результат кажется серьезным достижением. В 2015 году Украина занимала 129-е место в том же рейтинге (в этот год был убит Олесь Бузина), в 2016 — 107-е.
«Мы видим, что случилось с настоящим журналистом Бузиной в Киеве. Честные журналисты либо убиты, либо уехали с Украины, либо вынуждены прервать свою деятельность и вести себя тихо, пописывая иногда для российских изданий. Те люди, которые называли себя журналистами до майдана, "весело и с песнями" приравняли к перу штык и занялись откровенной пропагандой, убивая свою профессию и гордясь этим», — полагает политолог Владимир Корнилов.
Что интересно, при Януковиче в 2013 году Украина была на 126 месте — хотя в этот год ни один журналист не был убит. Это показывает слабую связь подобных рейтингов с действительностью. Ведь после убийства Бузины ситуация со свободой слова на Украине только ухудшилась, а позиции страны в рейтинге «Свободы слова» улучшились.
Если журналист хочет говорить правду, если он хочет донести различные точки зрения, то он автоматически становится, если не «врагом народа», то «агентом Кремля и Путина», рассказал Ukraina.ru журналист Руслан Коцаба, которого киевский режим за высказывание своего мнения продержал несколько лет за решеткой.
«Я все это знаю на собственном примере. Ведь обвинение за мое абсолютно беззубое, если смотреть из сегодняшнего дня, видеообращение на Ю-тубе, требовало 13 лет заключения», — сказал Руслан.
Он также обратил внимание на то, что на украинских журналистов страх нагоняют не только власти, но и праворадикалы. Причем нередко они действуют в связке. Есть два варианта: либо радикалы выполняют заказ властей и устраивают внесудебную расправу над неугодными режиму, либо сами радикалы «стучат» властям, инициируя судебные преследования несогласных с властями — именно так на этой неделе поступили с Русланом Коцабой.
Опять за решетку
Спустя почти год после оправдательного приговора над Русланом Коцабой вновь сгустились тучи: Высший специализированный суд отменил прежнее решение Апелляционного суда Ивано-Франковска, по которому журналист вышел на свободу, и вернул его дело на пересмотр. Коцаба был арестован в начале февраля 2015 года и помещен в СИЗО. Это случилось через месяц после того, как он опубликовал в интернете своё видеообращение, в котором выступил против мобилизации и войны в Донбассе.
Руслан много раз был в зоне боевых действий по обе стороны фронта и неоднократно публично говорил, что в Донбассе оружие в руки взяли местные жители, а не какие-то приезжие российские террористы». Прокуратура вменяла ему в вину препятствование деятельности украинской армии и государственную измену. Обвинение на суде требовало для журналиста 13 лет.
В мае 2016 года суд в Ивано-Франковске приговорил Коцабу к 3,5 годам заключения за препятствование деятельности армии (обвинения в государственной измене были сняты). Однако под давлением международной общественности и правозащитных организаций в июле 2016 года Коцаба был оправдан.
Выйдя на свободу, журналист не успокоился и продолжил критику власти, в том числе и за войну в Донбассе. Он устроился на работу репортером на оппозиционном «17 канале». Естественно, власти не могли за этим долго наблюдать, поэтому генпрокуратура, которую возглавляет Юрий Луценко, сам бывший во времена Леонида Кучмы оппозиционером, и успевший посидеть при Викторе Януковиче, подала кассацию на приговор Ивано-Франковского Апелляционного суда, которая 7 июня была удовлетворена.
Сам Руслан Коцаба полагает, что дела его плохи. Если ранее оправдательный приговор по его делу был вынесен под давлением международных правозащитных организаций и Европарламента, то сейчас Киеву плевать и на правозащитников, и на еврочиновников, считает журналист.
«Да власти плевать уже на Европу и ЕС. В Европарламенте собрали подписи, чтобы меня освободили, когда я сидел в СИЗО. Тогда за меня вступились международные правозащитные организации. Сейчас украинской власти начхать и на подписи, и на международную общественность и институты. Международные институции им нужны только для того, чтобы получать очередные транши на военные траты, которые после будут тут дерибаниться», — заявил Коцаба в интервью Ukraina.ru.
И его слова не пустой звук. Киевский режим давно официально отказался от выполнения прав человека в полном объеме. Но на этой неделе была проведена репетиция гораздо большего ограничения гражданских прав — страну готовятся превратить в масштабное пенитенциарное учреждение.
Колония строгого режима
9 июня украинские власти еще больше усложнили жизнь жителей Донецкой и Луганской областей в подконтрольных им районах. Антитеррористический центр СБУ ввел новые правила, которые ограничивают права и свободы граждан на территории проведения АТО. Если запрет на перевозку оружия и боеприпасов, запрет на пользование радиостанциями среди введенных ограничений логичен и понятен, то другие вызывают много вопросов.
Так, в период с 22.00 до 5 утра гражданам нельзя находиться на улице без паспорта. Запрещено движение транспорта в местах, которые не указаны в пропуске на проезд. Нельзя находиться в лесах и лесополосах, а также возле водоемов возле «уязвимых для террористов объектов». Запрещено проведение экскурсий и туризма, а также проведение фото и видеосъемок.
Предлогом для введения всех этих ограничений вроде как стали недавние бои в ЛНР в районе поселка Желобок, в результате которых украинская сторона понесла потери. Обострения на фронте случались и прежде, однако подобные ужесточения по отношению к мирному населению не вводились.
Украинский политолог Андрей Золотарев считает, что введение подобных правил является тренировкой будущего введения чрезвычайного положения по всей Украине.
«У жителей Донбасса из-за войны жизнь и так испорчена. А эти правила трудности, конечно, и так усилят. Задумка властей такая: провести отработку элементов введения чрезвычайного положения. Как лягушку варят медленно, а колбаску нарезают полосками, вот точно так же в Донбассе весь этот будущий сценарий отрабатывают. Сначала там, потом повсюду. Судя по всему, если нынешняя картельная партия власти будет понимать, что в результате выборов она будет отстранена от власти, и у тех, кто придет ей на смену, не будет больше иного метода преобразований, чем посадка «попередников», то они будут держаться всех законных и незаконных методов, чтобы не допустить потери власти», — считает Золотарев.
Политолог не исключает того, что в силу возможного обострения ситуации в стране чрезвычайное положение может быть введено для того, чтобы выборы вообще не проводить. И тут «тренировка» в Донбассе тоже может пригодиться.
Украина приобретает все больше очевидных признаков жестокого тоталитарного режима. 10 июня президент страны Петр Порошенко заявил, что Украина «никогда не вернется в СССР» и возвращается в «европейскую семью народов». Похоже, что Киев займет в этой «семье» как раз то место, которое более 70 лет назад освободила гитлеровская Германия.