21 октября газета «Известие» опубликовала ответ министра иностранных дел России Сергея Лаврова на запрос депутатов Государственной Думы с предложением рассмотреть вопрос о денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной.

«Разделяем озабоченность по поводу событий на границе с Крымом и других антироссийских действий нынешних украинских властей. Вместе с тем предлагаемая инициатива о денонсации упомянутого договора в нынешних условиях представляется преждевременной и не вполне обоснованной. Как видится, наш потенциальный выход из Большого договора вряд ли будет способствовать решению тех проблем, которые благодаря усилиям Киева накопились к настоящему времени в российско-украинских отношениях», — заявил глава МИД РФ.

Лавров добавил, что основная задача России на текущем этапе заключается в сохранении двусторонних отношений и создании условий для восстановления связей между государствами, а не разрыв сотрудничества.

Согласно договору от 1997 году, который также называют Большим, отношения между Россией и Украиной должны строиться на взаимном уважении и доверии. Стороны должны воздерживаться от действий, направленных друг против друга, и обязуются не подписывать с третьими странами любые договоры, направленные против другой стороны, не допускать использование своей территории во вред безопасности другой стороны. Кроме того, в нем прописан порядок сотрудничества между странами в различных отраслях: от гарантии права национальных меньшинств на свободное выражение, сохранение и развитие этнической, культурной, языковой или религиозной самобытности до сотрудничества в космической отрасли.

В интервью изданию Ukraina.ru директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник пояснил, что в случае денонсации Большого договора возникнет вопрос о признании взаимных статусов, тысяч подписанных договоров между странами, регламентирующих различные вопросы: начиная с поставки электроэнергии до признания стандартов, регламентов и дипломов.

Последствия денонсации

27 января 2015 года Верховная Рада приняла законопроект о признании России «государством-агрессором». В связи с этим возникает вопрос, с какой целью Украина на протяжении более полутора лет продолжает дружить, сотрудничать и сохранять партнерские отношения с такой страной? Иными словами, почему Киев до сих пор не денонсировал Большой договор. Тем более 2 декабря 2014 года соответствующий законопроект зарегистрировали в Верховной Раде.

Друг, враг или так: Почему Украина и Россия не расторгнут Большой договор о дружбе и сотрудничестве

«Такой шаг будет означать возврат к состоянию 1991 года и снижение уровня двусторонних отношений. Первый, кто денонсирует Большой договор, будет обвинен в обострении взаимоотношений России и Украины и срыве мирных договоренностей, в том числе в рамках «нормандского формата» и Контактной группы», — заявил Бортник.

Безусловно, такой поворот событий не вписывается в планы руководства Украины. Тем более на фоне усилий президента страны Петра Порошенко показать активное участие в поиске путей урегулирования конфликта в Донбассе при посредничестве Германии, Франции и ОБСЕ. Вспомним выступление главы государства на пресс-конференции по итогам встречи «нормандской четверки» в Берлине.

Кроме того, после публичного призыва президента Франции Франсуа Олланда с трибуны ПАСЕ к Киеву реализовать Минские соглашения Порошенко пусть и с оговорками, но признал готовность Украины выполнить взятые обязательства. Денонсация Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией явно нарушит образ политика, готового идти на компромиссы.

В интервью изданию Ukraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов обратил внимание на пункт договора об обязательстве сторон не вступать в союзы, направленные друг против друга.

«На момент подписания и продления документа НАТО официально не считала себя противником России, но сейчас положения Североатлантического альянса трансформируются. С учетом этого у Москвы появляется больше оснований апеллировать к Большому договору как рычагу для неприсоединения Украины к НАТО», — считает он.

Своими действиями Украина де-факто нарушает несколько обязательств, взятых при подписании и продлении действия документа, в частности:

1. Развитие отношений в сфере военного, военно-технического сотрудничества (статья 8). В 2014 году Петр Порошенко подписал указ о запрете на любое военно-техническое сотрудничество с Россией.

2. Содействие созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка на Украине (статья 12). Из-за сокращения школ, где есть классы с обучением на русском языке родители будущих первоклассников более чем за полгода до начала учебного года начинают обивать пороги учебных заведений, чтобы успеть записать своего ребенка.

3. Перевозки грузов и пассажиров железнодорожным, воздушным, морским, речным и автомобильным транспортом между обеими сторонами и транзитом по их территории (статья 17). Украина закрыла свое воздушное пространство для российских авиакомпаний с 25 октября 2015 года, РФ была вынуждена предпринять «зеркальные меры».

Даже если у российской стороны теоретически и появляется возможность денонсировать Большой договор, то она ею не воспользуется.

Дружба под вопросом

Согласно тексту договора, он автоматически продлевается каждые 10 лет, если ни одна из сторон не сообщает о желании прекратить его действие в письменном виде не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного 10-летнего периода.

Россия и Украина подписали документ в 1997 году, а в 2008 году он был продлен после обмена ратификационными грамотами. Получается, что в течение ближайших двух лет сторонам нужно принять решение, сохранять договор или нет.

«Проблема состоит в том, будет ли Украина предлагать не продлевать действие документа. По идее, к тому моменту у власти будет находиться Петр Порошенко и действующий состав Верховной Рады. Пока этот вопрос не обсуждается», — сказал Алексей Попов.

Он пояснил, что в практике международных отношений принцип непродления договора в связи с истечением срока его действия применяется чаще, чем денонсация. В качестве примера эксперт привел Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, подписанный в торжественной обстановке председателем Совета Министров СССР Иосифом Сталиным и председателем ЦК КПК Мао Цзедуном 14 февраля 1950 года на 30 лет. Однако отношения стран испортились в 1960-е годы, когда произошел раскол в отношениях КПСС и КПК. Тем не менее, стороны этот договор не расторгали, Китай просто отказался его продлить.

Таким образом, украинские политики хоть и продолжают на протяжении долгого времени при каждом удобном случае списывать все проблемы страны якобы на агрессию России, но дальше слов дело не заходит. Киев осознает, что даже отказ от действующих двусторонних документов, не говоря уже о разрыве дипломатических отношений с Москвой, обернется для него серьезными проблемами. Одной из ключевых станет лишение украинцев возможности отправляться на заработки и учебу в соседнюю Россию. В результате политики ограничиваются лишь одиозными заявлениями, потому что понимают, что претворение всех инициатив в жизнь мировое сообщество воспримет как желание обострить отношения с Россией, что повлечет за собой потерю доверия со стороны зарубежных партнеров.