В Азербайджане накануне состоялось всенародное голосование по внесению изменений в Конституцию страны, на котором проголосовали почти 70%.

Азербайджан — республика с президентской формой правления. И само собой, расширение полномочий президента страны посредствам референдума не могло не вызвать возмущения оппозиции. По мнению ряда оппозиционных деятелей, которые в преддверии референдума зачастили с митингами, никакой общественной необходимости в подобных изменениях Конституции нет. По их словам, нынешняя Конституция АР и без того предоставляет главе государства широкие полномочия.

Более того, оппозиция обвинила президента страны в том, что он якобы не хочет быть зависимым даже от парламента, назначаемого им же, и министров, которых он тоже сам назначает. Вторым же принципиальным моментом представители оппозиции называли желание президента страны получить право на роспуск парламента.

Нужны ли новые полномочия

Изменения в Конституцию предусматривают ряд новаций. По мнению помощница президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанова, предложенные изменения предусматривают формирование эффективного и гибкого механизма государственного управления, укрепление вертикали исполнительной власти и исполнительской дисциплины.

"С этой целью предлагается создать институт вице-президентства, установить срок полномочий президента в 7 лет (было 5 лет — ред.). Институт вице-президентства оправдал себя как благоприятный механизм для обеспечения оперативного и эффективного управления и в международной практике", — сказал он.

Многие международные наблюдатели, включая представителей ПАСЕ и ТюркПа, подчеркивали, что голосование было абсолютно прозрачным, а для избирателей созданы все необходимые условия. Нарушений почти не зафиксировано.

Одним словом, президентская форма правления в Азербайджане укрепилась и народ эти изменения поддержал.

И если посмотреть вокруг, то, пожалуй, некоторого единства хотели бы и политические и экономические партнеры Азербайджана, например, Украина, которая несмотря на свою парламентско-президентскую форму правления, до сих пор находится в подвешенном состоянии.

По мнению президента Украины Петра Пороешнко, парламентская модель для Украины сейчас "является проблематичной ввиду агрессии и мощной, длительной военной угрозы против Украины". ротивостоять таким вызовам, подчеркнул Порошенко, невозможно без президента — верховного главнокомандующего, наделенного достаточными объемами полномочий.

"И мне достаточно того, что дает Конституция, и просить большего, как это делали президенты-предшественники, я не намерен", — заявил глава Украинского государства.

Хотя, как говорит сам Порошенко, он не намерен просить больших полномочий для себя, он все более утверждается во власти, назначая на ключевые посты людей из своего круга.

Но уже в этом году лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко призвала внести изменения в Конституцию Украины, указав в ней президентскую или парламентскую формы правления.

По ее словам, только полная перезагрузка может спасти страну.

"Новая Конституция должна принципиально отличаться составляющими договора между гражданами Украины, который исправит все недостатки организации нашей совместной жизни, утвердит или парламентскую, или президентскую форму правления, но не смешивая ее", — заявила Тимошенко.

Но, судя по всему, с этого февральского заявления Тимошенко так ничего и не изменилось. Форма правления в Украине остается пока все той же. Страна фактически никак не может определиться и склониться в конечном итоге в ту или иную сторону.

Пора определиться

Хотя есть в Украине и те, то видит решение совсем другим.

В частности, украинский политолог Сергей Слободчук и вовсе считает, что Украине нужна президентско-парламентская форма правления, согласно которой у президента будет больше полномочий, чем у парламентариев.

По его словам, если проанализировать историю Украины за последние 25 лет, то уровень доходов украинцев повышался именно в период, когда существовала президентско-парламентская республика.

"Так было в 1996 — 2004 годах, когда президентом был Леонид Кучма и в 2010 — 2014-м, когда президентом был Виктор Янукович. Хотя при Януковиче с помощью административного давления и манипуляций власть скорее создала суперпрезидентскую республику, где президент управлял всеми ветвями власти — исполнительной (Кабинет министров), законодательной (Верховная Рада) и судебной (высшие суды плюс Высший совет юстиции)", — сказал эксперт.

Исходя из такой вот разобщенности взглядов в самой Украине, давать оценку этому вопросу из Азербайджана весьма сложно. Ведь в каждом государстве своя специфика.

Но если учесть опыт Азербайджана, то хочется отметить, что Украине все-таки стоит определиться. И тут референдум ей был бы как нельзя кстати. Хотя бы для того, чтобы путем голосования определить, чего по-настоящему хочет украинский народ.