Как известно, с 1 сентября в Донбассе установилось хрупкое перемирие. Точнее, нарушения прекращения огня не исчезли, но уменьшились многократно. Появилась возможность перейти, наконец, к политическому урегулированию в рамках Минских соглашений.

Так,по крайней мере, говорят и в Берлине и Париже. Возможность, думаю, куда больше теоретическая, чем практическая. Ведь такое затишье как сейчас не раз имело место и раньше, однако перестрелки возобновлялись, ибо к политическим шагам Украина переходить не хотела. И ныне в ее публичной позиции не видно изменений по сравнению с теми временами.

Но если попытки урегулирования сорвутся и сейчас, нельзя обвинять в этом только Петра Порошенко и не слишком отличимую от него «партию войны» в Киеве. Ответственность ляжет и на Совет Европы, в частности на его Парламентскую Ассамблею.

На днях появились два документа, которые ПАСЕ должна рассмотреть на своей последней в нынешнем году сессии (11-14 октября). Один именуется «Политические последствия конфликта на Украине» (докладчик чешский либерал Кристина Зеленкова), второй — «Правовая защита от нарушений прав человека на украинских территориях, находящихся вне контроля властей Украины» (докладчик немка Марилуизе Бек, представляющая Партию Зеленых). Оба доклада уже одобрены соответствующими комитетами и сопровождаются проектами резолюций ПАСЕ.

Вывести войска, которых нет

На словах в них полная поддержка Минских соглашений, на деле же — такая интерпретация документов, которая нужна именно Киеву и делает урегулирование невозможным. Вот что, например, говорится в проекте резолюции по докладу Зеленковой в ряде пунктов:

ПАСЕ хочет загнать мирные переговоры в тупик

«6. Ассамблея вновь выражает свою поддержку мирному решению конфликта и Минскому процессу. Она вновь призывает:

6.1. Российскую федерацию вывести свои войска с территории Украины и прекратить военные поставки сепаратистам;

6.2. Все стороны ответственно и добросовестно имплементировать обязательства, взятые в соответствии с Минским соглашением и Комплексом мер по их реализации, начиная с полного соблюдения прекращения огня».

То есть в плане мирного урегулирования на первом месте — вывод российских войск, а затем уже все остальное. А ведь российские войска в Донбассе — это пропагандистский фантом, в который на Западе далеко не все верят. Так нормандские гаранты Минских соглашений о них никогда не говорили, на днях же и генсек ОБСЕ Ламберто Заньер в Киеве сказал, что никаких российских войск на Украине нет. Но это все мнение отдельных лиц или отдельных государств, а резолюция ПАСЕ претендует на мнение всей Европы. И мнение это оказывается идентичным позиции Порошенко, который в послании Раде называл «вывод российских войск и техники» предпосылкой политического урегулирования.

ПАСЕ и выборы в Донбассе

Совпадают позиции и по условиям выборов в Донбассе.

Пункт 8 того же проекта гласит: «Для того чтобы такие выборы соответствовали украинскому законодательству и международным стандартам свободных и честных выборов необходимо обеспечить следующее: улучшение ситуации с безопасностью вследствие отвода войск и вооружений и безопасного хранения вооружений под международным контролем; возможность участия в выборах всех украинских партий и вещания украинских СМИ в Донбассе во время кампании; уважение права на участие в выборах жителей Донбасса, ставших внутренне перемещенными лицами или попросивших убежища в России».

ПАСЕ хочет загнать мирные переговоры в тупик

Да, о том, чтобы на выборах голосовали донбасские беженцы в России, Киев не говорил. Но куда существеннее то, что ПАСЕ предлагается разделить позицию Украины по всем другим пунктам организации выборов. А это значит — отрицать такой ключевой пункт Минских соглашений, как необходимость создать для этих выборов «модальности», то есть особые условия, согласованные с ДНР и ЛНР.

Не предусматривается такой диалог и в проекте резолюции по докладу Бек. Из него ясно следует, что для ПАСЕ он выглядит лишним. Ведь документ (в частности его п.3 и4) признает ответственным за нарушения прав человека Россию как страну, которая осуществляет «эффективный контроль» над этой частью Донбасса и вообще «создала» ДНР и ЛНР.

Раз республики считают не субъектными, то к чему диалог? А в части выборов этот проект резолюции идет куда дальше предыдущего, заключая: «Ассамблея считает, что пока настоящая ситуация в «ДНР» и «ЛНР» характеризуется климатом небезопасности, запугивания, безнаказанности, пока отсутствует свобода выражения мнений и информации, свободные и честные выборы являются невозможными в этих регионах».

То есть видимо надо, сначала дать Киеву полный контроль над территорией республик, а затем уже проводить там выборы. Зато ни в одном, ни в другом документе нет никаких упоминаний о необходимости особого статуса для Донбасса, что также является частью Минских соглашений.

Загнать переговоры в тупик

Да, пока речь идет не о резолюциях, а об их проектах. Но как показывает практика, такие проекты принимаются на сессиях ПАСЕ как минимум на 95% в том же виде в каком предложено комитетом, а поправки, выгодные Киеву, имеют куда больший шанс на утверждение, чем поправки противоположного толка.

И проблема даже не в том, в чью пользу тексты резолюций, а в том, что это делает выполнение соглашений в принципе невозможным.

Голосовать за резолюции будут во второй декаде октября. И если к моменту их принятия надежды на политическое урегулирование будут оставаться, эти документы окажутся хорошими козырями для тех, кто захочет загнать переговоры в тупик. Ведь тогда у Киева появится аргумент: нельзя требовать от нас действий, противоречащих позиции Европы