В День знаний многие украинцы снова взялись за подсчеты. И дело не в помощи своим детям в выполнении домашних заданий по математике. В стране выросли тарифы.

1 сентября вступило в силу постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, о поэтапном повышении тарифов на электроэнергию. Для потребителей, которые расходуют до 100 кВт/ч в месяц, стоимость одного кВт/ч составит 71,4 копейки (раньше 71,4 копейки), при использовании от 100 до 600 кВт/ч — 1,29 гривны (раньше 99 копеек), а при расходе свыше 600 кВт/ч — 1,638 гривны (раньше 1,56 гривны).

И это еще не все, ведь увеличение стоимости электроэнергии для населения повлечет за собой рост тарифов на холодное водоснабжение: на 5-50% в зависимости от региона.

А правительство, тем временем, негодует — некоторые города и регионы страны вводят моратории на повышение тарифов, что не устраивает Кабмин.

В борьбе за европейский уровень цен

Тариф не электроэнергию не единственный из тех, что выросли для украинцев. Так, 1 июля правительство Украины пересмотрело стоимость коммунальных услуг для населения. Например, отопление подорожало в среднем на 95,3%, а для потребителей из Киева, у которых установлен счетчик.

В августе министерство юстиции начало готовить очередное повышение тарифов за использование холодной воды. Повышение ожидалось на уровне 50%.

«После пересмотра тарифа… он станет обоснованным, то есть покроет затраты предприятия на 100%. Однако необходимость увеличения стоимости воды снова возникнет, как только стоимость электроэнергии в очередной раз повысится», — пообещал генеральный директор «Киевводоканала» Дмитрий Новицкий.

И вот, тарифы на электроэнергию снова выросли, а значит и воде — дорожать.

Региональные власти, с которых у населения — основной спрос, такая ситуация не устроила. Ряд городов объявили мораторий на рост тарифов. Одной из первых была столица. 7 июля депутаты Киевского городского совета проголосовали за мораторий на повышение тарифов на ЖКХ-услуги.

«Запретить начислять по расчетам с 1 июля 2016 года и взыскание с населения города Киева пени за несвоевременное внесение оплаты за жилищно-коммунальные услуги», — постановили киевские депутаты.

Мораторий на повышение цен на электрическую энергию, природный газ, тепловую энергию и услуги водоснабжения в Киеве продлится до 1 октября 2016 года. Позже эту инициативу подхватили другие города, например — Днепр (бывший Днепропетровск).

Такая инициатива вызвала гнев главы правительства Владимира Гройсмана. Он принялся доказывать, что в Австрии, Болгарии и Молдавии платят за ЖКХ-услуги больше, а значит и украинцам пришла пора открывать кошельки.

«Искусственно занижая тарифы местная власть тормозит модернизацию труб, котельных и другой инфраструктуры в собственном городе. Для помощи тем, кто не может платить, на Украине работает система субсидий. А мораторий снова уравнивает богатых и бедных. Хватит заниматься популизмом!», — воззвал к мэрам и горсоветам Гройсман.

Однако другие политики посчитали, что «ужасная» идея уравнять бедных и богатых не так уж и ужасна. А вот то, что предлагает Гройсман и его правительство — не то, что хорошим не назовешь, а и вовсе — противозаконно. Оппозиция подала на главу Кабмина в суд.

«Если суд установит, что это были незаконные действия (повышение тарифов со стороны правительства — ред.), то это будет уже уголовное дело о том, что Гройсман превысил свои полномочия», — заявила лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко.

Позиция «Батькивщины» совпадает с мнением другой политсилы — «Оппозиционного блока».

«Где взять деньги родителям на еду, одежду и учебники, если коммунальные тарифы власть взвинтила до уровня больше половины средней зарплаты в стране? Сегодня тысячи украинских семей стоят перед выбором: прокормить семью, заплатить за коммуналку или собрать детей в школу», — заявляла ранее депутат от «Оппозиционного блока» Елена Колесникова.

У сторонников роста тарифов помимо стандартных обвинений оппонентов в популизме есть еще один козырь — кредит от МВФ. Якобы, без высоких тарифов Украина останется без финансовой помощи.

Но и тут не все так однозначно.

Неразумное повышение

В комментарии Ukraina.ru политический и экономический эксперт Игорь Лавриненко рассказывает, зачем изначально планировали повысить тарифы.

«Достаточно давно — больше года назад — было принято решение, что тарифы на электроэнергию должны быть идентичны вне зависимости от типа потребителя, а должны отличаться исходя из мощности потребленной энергии. До этого тарифы для населения были занижены, а для промышленности — завышены, за их счет и субсидировались тарифы для населения. Это решение было направлено с одной стороны на снижение нагрузки на промышленных потребителей. С другой стороны — это было одним из требований МВФ», — рассказывает эксперт.

В итоге НКРЭ приняло решение о поэтапном повышении тарифов для населения. Но за год изменилось многое. Например, НКРЭ повышал тарифы для промышленности и меняла методологию их расчета. Если раньше тарифы были полностью привязаны к себестоимости производства, то сейчас — лишь отчасти.

«Получается, даже это повышение тарифов для населения не позволит им «догнать» тарифы для промышленности, поскольку последние еще выросли. С другой стороны, выполнять требования для сотрудничества с МВФ, которого сегодня нет, как-то странно. Нынешнее повышение тарифов — выполнение решения, которое давно уже не актуально », — отмечает эксперт.

В свою очередь, экономист Александр Охрименко и вовсе считает, что даже если бы сотрудничество с фондом можно было бы возобновить, игра бы не стоила свеч.

«Сам по себе кредит МВФ нам и даром не нужен. Как известно, в результате абсурдных рекомендаций МВФ Украина, начиная с 2014 года, обвалила курс гривны, в результате чего население изъяло из банковской системы более $16 млрд валюты. Нужно просто вернуть ее в банковскую систему. А для этого нужны не кредиты МВФ, а правильная политика руководства НБУ», — отмечал он ранее в комментарии Ukraina.ru.

Кроме того, даже если абстрагироваться от сотрудничества с МВФ, то повышение тарифов в первую очередь бьет не по незащищенным слоям населения, а по среднему классу.

«Заметят повышение те люди, которые по тем или иным причинам не получили субсидию или не имеют право на нее претендовать — это средний класс и богатые люди. Как они это воспримут, сложно сказать», — отмечает Лавриненко.

Что касается населения бедного, получающего субсидии, то они, оно, по словам Лавриненко, повышения тарифов не заметят, так как государственные выплаты покроют рост цифр в платежках.

«По сути, это перераспределение денег бюджета из одного кармана в другой. С одной стороны, электростанции перестают быть убыточными, но с другой — растут отчисления из бюджета на субсидии. Такой же алгоритм и для газа. Чем больше тариф, тем больше платит бюджет субсидий», — отмечает эксперт.

Украинский средний класс очень часто называли движущей силой Майдана. Теперь он получил возможность насладиться тем, за что боролся в 2013-2014 годах.