9 августа в Киеве активизировались антизастроечные протесты. Группа жителей жилмассива Осокорки в очередной раз заблокировала строительство торгового центра и автозаправки, требуя, чтобы на этом месте был разбит сквер, весьма необходимый для этого страдающего от недостаточного озеленения района.

Как Сенной убивали

На фоне этих событий правоохранители возобновили досудебное расследование относительно отчуждения земельного участка на территории снесенного киевского Сенного рынка по ул. Бульварно-Кудрявской (Воровского), 17. В МВД считают, что эта земля была незаконно отчуждена из собственности города. С этим согласны и жители близлежащих кварталов, которые грозят Виталию Кличко зажечь под стенами мэрии горящие шины.

Они не хотят, чтобы среди старинных домов конца XIX — начала ХХ века, которые формируют здесь практически сплошной архитектурный ландшафт, появилось очередное скопление громоздких многоэтажных коробок. Застройщики демонстративно игнорируют позицию недовольных граждан. В последнее время они активизировали строительные работы, и, судя по всему, намерены продолжать их до победного конца, не опасаясь конфликтов и не сомневаясь в своей победе. А это может привести к новому острому противостоянию в центре украинской столицы

Скандальная эпопея вокруг этого строительного участка началась еще 2004 году, когда киевские власти постановили снести здание Сенного рынка, в котором привыкли отовариваться несколько поколений жителей украинской столицы. Знаменитый рынок, построенный ещё в 1958 году, долгое время считался самым крупным крытым торговым комплексом в СССР, а его павильон представлял собой значимую историческую и архитектурную ценность. Общественность требовала реставрировать и реконструировать полюбившееся многим здание. Но высокопоставленные киевские чиновники и сам мэр города Александр Омельченко проявили в этом вопросе непреклонность, которая уже тогда вызывала у многих серьезные подозрения.

И действительно — вскоре выяснилось, что на месте рынка хотят построить огромный 14-этажный жилищно-торговый комплекс. Киевские СМИ связывали этот проект с компаниями Геннадия Ильина, бывшего начальника охраны Петра Порошенко, имя которого когда-то фигурировало в статьях о бригадном авторитете Савлохове.

Кроме того, к застройке оказался причастен Анатолий Даниленко — высокопоставленный сотрудник МВД, которые многие годы считается правой рукой начальника киевской милиции Виталия Яремы. Именно Даниленко и Ильин являлись совладельцами фирмы, которая занималась сносом Сенного. Причем, в состав ее учредителей вошла Елена Омельченко, невестка бывшего киевского мэра.

Планы застройщиков забуксовали только тогда, когда пост киевского городского головы назначили Александра Попова, не связанного с интересами местной застроечной мафии. Благодаря его усилиям, киевская мэрия оспорила законность выделения этого участка под застройку в судах — и начавшаяся судебная тяжба надолго заблокировала проведение строительных работ в историческом центре Киева.

Плоды достоинства

Все изменилось сразу же после «Революции достоинства». 27 февраля 2014 года Виталий Ярема был назначен первым вице-премьер министром Украины, а уже 11 марта суд вынес решение в пользу фирмы «Орест», разморозив работы на скандальном участке. Инициаторы застройки сделали после майдана головокружительную карьеру. Геннадий Ильин стал депутатом Киевсовета и вошел во фракцию «УДАР — Солидарность», а милицейский генерал Анатолий Даниленко был назначен на пост заместителя генерального прокурора Украины, которым вскоре стал его патрон Виталий Ярема.

Неудивительно, что на месте бывшего Сенного рынка начались строительные работы. Их подрядчиком выступает ПАО ХК «Киевгорстрой» — одна из самых влиятельных и скандальных строительных компаний в столице. В мае 2016 года на сайте одного из архитектурных бюро появился снимок проектного макета будущей застройки этой территории. Уже вскоре его поспешно убрали — однако, судя по всему, в центре исторического района собираются возвести сразу 14 жилых домов высотой от 7 до 14 этажей — целый микрорайон, который грозит полностью изменить ландшафт этой части города. Хотя скандальная стройка находится в черте буферной зоны вокруг Софийского собора, где запрещено возводить здания, высота которых превышает 27 метров — в противном случае, Софию могут исключить из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

На территории участка уже вырыли огромный котлован и приступили к забивке свай. При этом менеджеры «Киевгорстроя» заявили, что проведение общественных слушаний по поводу строительства их объекта не предусмотрено действующим законодательством.

Если прежние киевские власти хоть как-то ограничивали аппетиты застройщиков, то при Кличко они получили от мэрии полный карт-бланш на самые скандальные действия.

«Общественность будет сопротивляться, уже действуют несколько инициативных групп. Но у нас есть информация, что охраной объекта будут заниматься серьезные бойцы — вроде бы с ними уже есть такая договоренность. Кроме того, у застройщика серьезное лобби в Киевсовете, в МВД, и в Верховной Раде, я думаю, тоже», — рассказал нам один из активистов, бывший участник антизастроечной инициативы «Сохраним старый Киев».

Дефицит инфраструктуры

История строительства на месте Сенного рынка является только одним, самым ярким примером уплотнительной застройки, которая, несмотря на кризис, вовсю развернулась сейчас в Киеве.

Ведь главными выгодоприобретателями Евромайдана стали представители старых кланов, объединяющих нечистый на руку бизнес, коррумпированных чиновников и высокопоставленных правоохранителей. Они вкладывают средства в строительство огромных домов-ульев, с неудобными малометражными квартирами, которые охотное покупают сейчас более-менее состоятельные переселенцы из Донбасса, нажившиеся на теневом бизнесе АТО активисты, или провинциальные чиновники, которые сделали карьеру в столице при новой власти.

Благодаря попустительству власти, киевские застройщики продолжают хищническую политику уничтожения важных объектов городской инфраструктуры, расположенных в центральных районах города, на месте которых строятся жилищные комплексы и торговые центры. Примером этого может служить жилищный комплекс «Французский квартал-2», который строится неподалеку от Лыбедской площади, на месте бывшего троллейбусного депо — несмотря на то, что перенаселенный Киев остро нуждается сейчас в экологичном электротранспорте. Ведь никто не собирается открывать взамен новое депо. Еще более скандальной выглядит ситуация на Оболони, где близкие к Кличко бизнесмены возобновили строительство торгового центра прямо на выходе из метро «Героев Днепра», используя объекты и коммуникации киевского метрополитена.

Точечное уничтожение объектов позволяет застройщикам сэкономить на прокладке инженерных сетей и благоустройстве окружающих территорий — именно поэтому квартиры в новых домах достаточно доступны по цене. Однако это многократно усиливает нагрузку на и без того обветшавшие системы канализации, водопровод и проложенные еще в 70-х годах электросети, мощности которых не рассчитаны на врезанные дома. А вдобавок, существенно увеличивает траффик на расположенных рядом транспортных артериях. Что, в конечном счете, способствует стагнации украинской столицы.