14 июля — последний день пленарного заседания Верховной Рады перед уходом депутатов на летние каникулы и в то же время — последний день, когда депутаты могут попытаться проголосовать за закон о проведении местных выборов в Донбассе

Если этого не произойдет, то в принципе можно уверенно говорить о том, что минские соглашения, которые предполагают, в том числе и проведения этих выборов, опять не будут реализованы в полном объеме и в 2016 году.
И Запад, и Россия давят на Петра Порошенко, чтобы необходимые законы, позволяющие провести выборы, были приняты до конца текущей сессии украинского парламента. Напомним, что ранее глава ДНР Александр Захарченко поставил украинскому руководству ультиматум о том, что если до 14 июля закон о выборах, который устроит республики Донбасса (это предполагает согласование законопроекта с представителями ЛДНР), принят не будет, то он будет принят местными парламентами самостоятельно. Захарченко даже объявил о проведении осенью в ДНР праймериз.

Керри: закон о выборах в Донбассе готов

Видимо, для ускорения принятия нужного законодательства 7 июля в Киев для встречи с Порошенко прилетел госсекретарь США Джон Керри. Из стенограммы брифинга для прессы, опубликованной Госдепартаментом, со слов госсекретаря стало известно, что проект закона о выборах уже разработан.

"Мы уже достигли определенного успеха. Мы разработали закон о выборах, закон об амнистии. Мы сосредоточили внимание на политическом аспекте, в частности в таком, как децентрализация. У нас уже есть определенные разработки, и они уже задокументированы между сторонами", — сказал Керри.

Минск-2: Как выполнить требования соглашения де-юре, но не де-факто

Напомним также, что еще в мае этого года один из ведущих и хорошо информированных украинских журналистов Сергей Рахманин в еженедельнике «Зеркало недели» писал, что над законопроектом о выборах в Донбассе работает группа юристов под руководством Руслана Князевича. И еще в конце весны эта работа была близка к завершению.
Впрочем, о законе ничего не знают в Верховной Раде, которой якобы предстоит за него голосовать.

«Представитель США заявил, что законопроект о выборах на оккупированных территориях уже хорошо подготовлен и сейчас обсуждается парламентскими фракциями. Поскольку для нас это новость, просьба к представителю президента пояснить, о чем идет речь», — заявил нардеп Сергей Соболев на заседании согласительного совета Рады 11 июля. По его словам, речь может идти либо о том, что президент ввел в заблуждение госсекретаря США, либо же — Верховную Раду Украины.

ДНР и ЛНР не в курсе

Однако обо всех этих разработках ничего пока неизвестно ни широкой общественности, ни представителям ДНР и ЛНР на переговорах в Минске, ни Москве.

Так Родион Мирошник, полномочный представитель от ЛНР в Политической рабочей группе на этих переговорах, заявил Ukraina.ru, что украинский законопроект о выборах ни Донецку, ни Луганску не передавался.
«Минские соглашения в соответствии с пунктом 9 и 11 (в разных формулировках) предполагают, что такие законы должны пройти согласование с представителями ДНР и ЛНР. Ни один из этих законопроектов, который касается выборов или модальности проведения выборов, ни проект закона об амнистии, ни изменения Конституции с нами не согласован».

При этом Мирошник сообщил, что донбасские республики уже не единожды отправляли в Киев свои предложения, но безрезультатно.

Минск-2: Как выполнить требования соглашения де-юре, но не де-факто

«Мы предлагали, по-моему, три версии закона о выборах. Последнюю версию мы передали в этом году в последних числах апреля. И проект об амнистии тоже передали и дорожную карту тоже. Это последние версии.
Вообще было три версии дорожных карт во время переговоров. Они были согласованы нами с российской стороной, — говорит Мирошник. — Мы передали их в ОБСЕ как координирующей структуре и соответственно украинской стороне для обсуждения. Мы неоднократно настаивали на их обсуждении во время заседания и Трехсторонней контактной группы, и рабочих групп в Минске. На эти наши предложения реакции не было.

«Принятие законов, несогласованных с нами, будет всем, чем угодно, но это не будет выполнением Минских соглашений, а, значит, на основании этих несогласованных законов выборы в Донбассе проведены не будут», — уверяет Родион Мирошник.

И в Минске ничего не слышали

Ничего о законопроектах не известно и политологу Михаилу Погребинскому, осведомленному в деталях минских переговоров.
«Я сам в недоумении от этих слов Керри. Никакой информации кроме его заявления не было нигде. Трехсторонняя контактная группа то, что было сказано в его заявлении, не подтверждает», — сказал Погребинский в комментарии Ukraina.ru.

По его мнению, заявление Керри могло быть просто экспромтом.

«У меня есть впечатление, что это была отсебятина. Его выступление не прошло сквозь сито экспертов, как это обычно делается во время подготовки подобного рода заявлений. Ему, видимо, кто-то из украинцев что-то наговорил, что мы там что-то с кем-то договорились, то ли Елисеев с Сурковым, то ли Нуланд с Сурковым, но по моей информации никакой договоренности нет. 

Если бы Порошенко принял бы этот закон, во что я не верю, то это бы стало для него основанием говорить: ну вот видите, я подготовил все то, что от меня требовалось, это нравилось и венецианской комиссии, и ОБСЕ, и даже самой Нуланд. Мы в шоколаде, а эти сепаратисты-террористы просто не хотят мира. Они хотят убивать украинцев».

Минск-2: Как выполнить требования соглашения де-юре, но не де-факто

Если предположить, что сообщение Керри о том, что законопроект о выборах в Донбассе разработан, соответствует действительности и будет вынесен на голосование в Раду, то в таком случае какие у него есть шансы быть проголосованным?

«Теоретически за него проголосуют депутаты «Оппозиционного блока», Блока Петра Порошенко, а также сателлиты президента из депутатских групп «Воля народа» и «Возрождение». Вот и все. «Народный фронт» голосовать не будет. Видимо, законопроект будет провален», — считает Погребинский.

НАТО идет на обострение

Политолог обратил внимание нашего издания на то, что данное заявление Керри было сделано на фоне очень агрессивного итогового заявления участников состоявшегося недавно в Варшаве саммита НАТО в адрес России, которая была обвинена в агрессии в отношении Украины.

«На саммите НАТО Украине дали понять, что она делает все замечательно, по крайне мере все, что в ее силах. При этом мы, члены Альянса, должны обсуждать то, как заставить Россию выполнять Минск, — говорит Погребинский. — И это притом, что Порошенко прекрасно знает, почему он не реализует минские соглашения, и это, наверняка, знают и западные партнеры. Я точно знаю, что и Меркель, и Олланд, и Обама, с которыми Путин разговаривал за день до проведение Варшавского саммита, точно знают, кто несет ответственность за задержку в реализации минских соглашений».

Минск-2: Как выполнить требования соглашения де-юре, но не де-факто

По словам политолога, западные партнеры Украины просто «запускают дурочку». Они идут на эскалацию конфликта, а в этой схеме не может быть Киева, который чего-то не хочет или не может сделать в плане реализации Минска. В этой схеме виновата может быть только Россия.

«Что важно: в документах саммита звучали слова об агрессии России. До сих пор европейские лидеры не рассматривали участие России в этом конфликте как агрессию и как международный конфликт. Теперь же впервые они, в сущности, под этим подписались».

Погребинский считает, что европейцы сделали столь необычно жесткие заявления в адрес России под давлением США.

«Французов и итальянцы сыграли свою роль со словами «Чего изволите?», — говорит политолог. —С Обамой понятно. У него все это лебединая песня: он хочет уйти крутым парнем. Вот он и заставил их использовать вот такую формулировку. В то время как Меркель и Олланд никогда подобного не говорили. Они говорили только то, что надо заставить Россию прекратить оказывать помощь сепаратистам, а это совсем другая интерпретация».