Выступая с торжественной речью в Верховной Раде ее глава Андрей Парубий заметил, что Основному закону страны — тысяча лет. На самом деле история Конституции Украины скромнее — 28 июня она лишь разменяла третий десяток — но не менее драматична.

Украина приняла Конституцию позже всех на постсоветстком пространстве. До 28 июня 1996 года в стране действовал основной закон УССР 1978 года. Остро же вопрос о необходимости новой базы для законодательства встал в 1995 году, когда на фоне конфликта с Крымом стало ясно — стране позарез нужна своя Конституция.

Один Леонид и два Виктора

8 июня 1995 года президент Украины Леонид Кучма и глава Верховной Рады Александр Мороз подписали Конституционный договор, который должен был действовать до принятия Основного закона. Впервые проект Конституции рассматривали 20 марта 1996 года. В повестку дня его внесли 2 апреля и приняли в первом чтении 4 июня. Однако потом начались споры по четырем вопросам: статусу русского языка, государственной символике, вопросам собственности и статусу Крыма. Предлагалось по этим вопросам провести референдум. Кроме того, президент Леонид Кучма назначил на осень референдум по двухпалатному парламенту, который он предлагал в мартовском варианте Основного закона.

Но за сутки работы с 27 по 28 июня — невиданный рекорд работоспособности для всей истории парламента Украины — Конституцию таки согласовали и приняли в 9:18 утра. Осенний референдум отменили.

В июле того же года в последний день работы 5-ой сессии ВРУ депутаты впервые приняли присягу на верность народу Украины.

Леонид Кучма не оставил попытки внести изменения в Конституцию Украины. В 2000 году он инициировал референдум о введении двухпалатного парламента, праве президента на роспуск Рады, если та в течение месяца не сформирует постоянно действующее большинство или в течение трех месяцев не утвердит бюджет, сокращении парламента до 300 депутатов и лишении их неприкосновенности. Народ поддержал президентскую инициативу, но ни один из вопрос не внесли в парламент: страну лихорадила акция «Украина без Кучмы» и с парламентом нужно было договариваться.

Однако вторая реформа, инициированная Кучмой в 2003 году — переход к парламентско-президентской республике — удалась. Теперь политический кризис пошел ей на пользу. 8 декабря 2004 года, когда Украина не могла решить, кто из двух Викторов ее президент — Ющенко или Янукович — парламент принял изменения, ограничивающие полномочия главы государства.

Ющенко, который и стал президентом, такая ситуация, несмотря на прежнюю поддержку изменений, пришлась не по вкусу, и в 2007 году он создал «Национальный конституционный совет», который должен был подготовить новую версию Основного закона. В августе 2008 года Ющенко подписал указ о всенародном обсуждении конституционной реформы. Но грянул экономический и политический кризис и стало не до этого. Тем более, влияние Ющенко уже тогда было катастрофически низким.

Примечательно, что в 2006 году — когда Ющенко только подумывал об изменении Конституции — лидер Партии регионов Виктор Янукович выступал с поддержкой изменений 2004 года. Он заявлял, что парламентско-президентская система является наиболее эффективной. Всего через 4 года при теперь уже президенте Януковиче Конституционный суд осуществит «откат» Основного закона к версии 1996 года.

30 сентября 2010 года Конституционный суд Украины принял решение о том, что Закон № 2222 о внесении поправок в Конституцию Украины был принят с нарушением процедуры — отсутствовала экспертиза изменений в КСУ. Поэтому суд прекратил действие Конституции Украины в редакции 2004 года. Это решение КСУ удивило не только украинских политиков, но и мировых специалистов по праву. Венецианская комиссия назвала крайне необычным для европейского конституционного права тот факт, что «незаконные поправки» действовали в стране на протяжении 6 лет, и лишь потом их несоответствие закону признал суд.

21 февраля 2014 года, когда Виктор Янукович подписал соглашение с оппозицией об урегулировании гражданского конфликта, Верховная Рада проголосовала за восстановление Конституции образца 2004 года. Янукович ударился в бега. А новоназначенный спикер Верховной Рады, не дожидаясь положенных по закону 15 дней, подписал закон и 23 февраля закон опубликовали.

«Активист» Порошенко

По сравнению с предшественниками именно при президенте Петре Порошенко в основной закон внесли больше всего изменений.

Так, 2 июля 2015 года Порошенко внес в Раду одобренный Венецианской комиссией законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины», который предусматривал децентрализацию власти в стране. Острую реакцию народных избранников вызвали нормы, касающиеся Донбасса. Но 31 августа закон приняли в первом чтении. Примечательно, что голосование ознаменовалось стычками под парламентом, в результате которых из-за применения боевой гранаты погибло несколько правоохранителей.

2 июня 2016 года Верховная Рада приняла еще одни изменения Порошенко в Конституцию — на сей раз они касались судоустройства в стране. Как отмечали эксперты, эти изменения позволили Порошенко фактически узурпировать власть в стране. При этом, сам процесс голосования был весьма далеким от того, что требует законодательство Украины. Депутатов пришлось чуть ли не силой сгонять в зал заседаний. А постановки вопроса на голосования превысили предусматриваемый регламентом Рады лимит.

Украинскую Конституцию ждут и другие изменения. Так, судебную реформу эксперты считали пробным шаром в деле другой — более острой для Порошенко проблемы — закрепления в Основном законе особого статуса Донбасса, что Украина обязалась сделать в соответствии с Минскими соглашениями. До сих пор в Раде нет необходимого для этого большинства. В современной Украине — это очень болезненный вопрос и поддержать его рискнет не всякая политическая сила.

Но и на этом Порошенко не намерен останавливаться. Выступая сегодня во время торжественного заседания Верховной Рады, глава государства отметил: он придумал еще одни изменения в Конституцию.

«Мы должны начать процесс внесения изменений и дополнений в раздел 10 Конституции Украины, который называется Автономная Республика Крым… Эти изменения в полной мере исходят из неотъемлемого права крымскотатарского народа на самоопределение в составе суверенного и независимого украинского государства», — подчеркнул Порошенко.

Это значит, что Основной закон Украины продолжает оставаться заложником политических игр власть имущих, и претерпит еще не одно изменение. Впрочем, о полной замене Конституции речь пока не идет.