24 мая во многих славянских странах отмечали День славянской письменности и культуры. Праздник совпадает с православным, когда церковь чтит память святых Кирилла и Мефодия — греческих проповедников IX века, создавших первый славянский алфавит, ставший основой культуры многих славянских народов.

Во многих городах страны прошли торжественные богослужения и праздничные мероприятия. Центром праздника славянской письменности и культуры стала Москва. На Красной площади прошел концерт, перед открытием которого россиян поздравил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

28 мая в Греции президент России Владимир Путин вместе с Патриархом Кириллом примет участие в мероприятиях, посвященных празднованию тысячелетия российского монашества. 

«Особое внимание планируется уделить культурно-гуманитарному сотрудничеству, в том числе с учетом проведения стартовавших в январе "перекрестных" Годов России и Греции, а также в контексте празднования в 2016 году тысячелетия русского присутствия на Святой горе Афон», — говорится в сообщении пресс-службы Кремля.

Следует отметить, что обе эти знаменательные даты имеют к Киеву даже большее отношение, чем к Москве. Ведь украинскую столицу не случайно называют матерью городов русских.

Украинский игнор

На Украине до переворота 2014 года власти страны регулярно проводили множество мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры. Однако в текущем году этот праздник совершенно не отмечали — по крайней мере, в украинской прессе нам не удалось найти никаких упоминаний о подобных событиях. Ничего не знают о таких праздничных мероприятиях светской власти и в Украинской православной церкви (УПЦ).

«Наши мирские власти вообще по какой-то своей истории живут. Я вот хотел тоже что-то посмотреть, но в приоритете украинских СМИ совсем другие темы — то же самое возвращение Савченко и тому подобное», — заявил «Украине.Ру» пресс-секретарь главы УПЦ Митрополита Онуфрия Василий Анисимов.

Украинские «еврохунвэйбины»: вырубка славянских корней

Он рассказал, что в этом году церковь, в отличие от светских властей, не изменила своим традициям.

«Церковь его отмечала службами везде. Кирилл и Мефодий  — это святые равноапостольные… Они же, кстати, не в Москву принесли письменность, а принесли нам их, в Киев. И первая переводческая школа была киевская. Мы отмечаем его, прежде всего, как церковный праздник, во всех храмах прошли службы. Наш Блаженнейший (Глава УПЦ Митрополит Онуфрий — ред.) был в Москве, поздравил Патриарха (Московского и всея Руси Кирилла — ред.) и всю православную церковь», — напомнил пресс-секретарь главы УПЦ.

Рубят корни ради евроинтеграции

Известный журналист и политолог, ведущий программы «Открытым текстом» на телеканале РЕН-ТВ Анатолий Вассерман считает, что украинские власти сознательно игнорируют этот праздник. Причина — так называемый «европейский выбор», навязанный украинцам после победы Майдана.

Украинские «еврохунвэйбины»: вырубка славянских корней

«Соответственно и все, что связано с общерусской традицией, на Украине с негодованием отрицают. Более того, все, что связано с общеславянской традицией, тоже вызывает изрядное отторжение, ибо в понятие европейских ценностей вписывается очень плохо. Скажу только, что на протяжении большей части европейской истории народы запада Европы воспринимали народы востока Европы исключительно как добычу. Поэтому нынешние вожди Украины  говорят о своей культурной древности только в тех случаях, когда надо оспорить связи с общерусской традицией», — полагает Васерман.

Его слова фактически подтвердил «Украине.Ру» депутат Верховной Рады от правящей фракции БПП Александр Бригинец. В комментарии нашему изданию он назвал условия, при которых Украина могла сблизиться с Россией.

Украинские «еврохунвэйбины»: вырубка славянских корней

«Если в России на первый план выйдут ценности, которые будут разделены и остальными славянскими народами, которые избрали для себя евроинтеграцию, потому что только два славянских народа — Белоруссия и Россия — не продемонстрировали своего стремления к европейским ценностям, а остальные все народы эти ценности продекларировали уже. Если эта ситуация не изменится, никакой консолидации быть не может», — заявил нардеп. 

Таким образом, причина действительно эта самая пресловутая евроинтеграция. Но почему же она вынуждает Украину отказываться от своих славянских корней?

«Поскольку нет никакой возможности доказать на этом примере, что украинцы чем-то отличаются от остальных русских, киевские власти предпочли вовсе не обращать на этот праздник внимания, поскольку к их антирусской позиции он не имеет отношения. У них сейчас хватает и других забот», — считает Анатолий Васерман.

Депутат Бригинец весьма пренебрежительно высказался относительно празднования Дня славянской письменности и культуры, заявив, что это исключительно прерогатива Путина.

«Украине нет никакой необходимости проводить такие искусственные мероприятия, чтобы имитировать некую такую особую роль в мире. Россия устраивает какие-то такие шоу общеславянского характера, в которых, в основном, никто не принимает участия, но некоторые формально могут отрядить какого-то деятеля».

Впрочем, он выдает желаемое за действительное. День славянской письменности и культуры, в православной традиции — День Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — широко празднуется не только в России.  Этот праздник также отмечается в Белоруссии, Болгарии, Республике Македония, Сербии и Чехии.

При этом официальный Киев теряет верный шанс одержать весьма важную победу в информационной войне против России, заявив о своем культурном первенстве. Ведь русская культура своими корнями уходит во времена Киевской Руси.

Киевские книжники и Михаил Ломоносов

Еще в 17 веке в Москве стало гораздо больше образованных киевлян, чем в Киеве. И гораздо больше людей, получивших образование в Киеве, чем в Москве.  Эти «киевские книжники» оказали определяющее влияние влияние на русскую культуру и формирование современного русского языка.

«Они заняли очень много мест в аппарате управления, довольно быстро привели канцелярский язык к киевскому стандарту — это следует из изучения документов для внутреннего оборота начала-середины 17 века», — отметил Анатолий Васерман.

Он рассказал, что к началу 17 века православные в Польше, которая в то время контролировала Киев, стали считаться людьми даже не второго, а третьего сорта. Это привело к массовому бегству православной интеллигенции.

«Польша стала площадкой для религиозной войны. Каждый русский, который принимал католицизм, признавался поляком, а русских, не желавших принимать католицизм, давили со страшной силой. В результате значительная часть русских, причем прежде всего образованные люди, были вынуждены в массе своей бежать на север, в Россию», — констатировал эксперт.

И сейчас ситуация весьма схожа — из-за гонений на сторонников сотрудничества с Россией и гражданской войны в Донбассе многие представители русскоязычной интеллигенции перебрались в РФ.

Какой след в российской культуре и науке оставит этот исход, пока неизвестно. Однако факт заключается в том, что Украина сейчас из-за бардака в стране и тяжелой экономической ситуации теряет далеко не последние свои умы. А именно интеллектуальный потенциал страны в гораздо большей степени определяет ее будущее, чем природные ресурсы и даже промышленность.

Кстати, и русская наука, и русское образование немало получили в свое время от Киева.

 «Первую Грамматику русского языка создал Мелетий Смотрицкий, епископ наш. Кстати, по нему грамотности учились чуть не 200 лет все в России.  И Ломоносов же у нас учился, и Симеон Полоцкий, создатель вашей Славяно-греко-латинской академии (первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году в Москве — ред).  Тут такие истоки всего, и слава богу, что русские помнят, и Москва помнит, откуда москвичи пошли есть — памятники Юрию Долгорукому, Владимиру Великому, киевскому князю, стоят», — подчеркнул Василий Анисимов.

Но нынешние украинские власти не хотят и не могут воспользоваться всем этим богатейшим наследием из-за весьма ущербной «проевропейской», а на деле просто антироссийской парадигмы.

«Если бы киевские власти придерживались концепции приоритета украинской культуры, у них был бы для этого очень сильный довод. Но они хотят доказать совершенно другое. Им не нужен свой культурный приоритет, поскольку этот приоритет все равно находится в рамках русского культурного поля. Нынешние тамошние «идеолухи» предпочли просто оставить его вне поля общественного внимания, поскольку с концепцией «Украина — антироссия» этот факт не согласуется», — отметил Вассерман.

Он уверен: история культурных связей Киева и Москвы и в частности, история киевских книжников — очень плодотворная концепция для объединения, ее нужно использовать как можно активнее. Но при одном условии.

«Она должна позиционироваться как часть истории временно разделенного, но все же единого народа. Концепция трех братских народов показала свою уязвимость, поскольку, как оказалось, даже братский народ можно слишком легко сделать как раз наоборот резко враждебным», — считает эксперт.

Нелегкий путь к примирению

В свою очередь пресс-секретарь Митрополита Онуфрия Василий Анисимов отмечает, что восстановление связей российского и украинского народов не будет простым. Во многом этому мешают украинские СМИ, которые постоянно нагнетают антироссийскую истерию в стране.

«У нас, понимаете, страна в состоянии такого внутреннего конфликта находится, и очень воспаленного. Все находятся в очень возбужденном состоянии. Посмотришь наши каналы — тошнит уже на второй минуте. Одна злоба, одна ненависть. У нас вся украинская элита превратилась в сплошное «путиноведение». Каждый рассказывает, что Путин думает и по любому поводу. Политологи — прослушали две лекции в Польше и всем тут мозги компостируют с утра до вечера. А вот действительно что-то высокое, возвышенное, которое действительно позволяет ощутить свою связь с тысячелетней историей, и с родной землей, и с великими людьми, которые все это создавали — до этого пока дело не доходит», — с сожалением констатировал он.

И эти потоки пропаганды оказывают сильнейшее влияние не только на умы рядовых украинских граждан, но и на интеллигенцию.  

«Мы, вот, понимаете, впали в какое-то безумие хунвэйбинское,  и попробуй только скажи, что «София Киевская» (Киевский Софийский собор — ред.) была новгородским князем построена, и тебя сразу как сепаратиста зарежут. А повесть временных лет — ее же никто не читает, боятся. Вы знаете, как ее полное название звучит?  "Повесть временных лет — откуда есть пошла земля Русская "», — с ироническим смехом отмечает Анисимов.

Сейчас ситуация доходит до абсурда, однако вырваться из замкнутого круга медиалжи не могут даже украинские журналисты, считает пресс-секретарь Онуфрия.

«Они сами лгут, потом на лжи этой распаляются — видели, 4000 журналистов, да?  Ну так представьте, что кто-то пытается хоть какую-то достоверную информацию оттуда добыть, а не то, что сами нагнетаете, а потом сами в это верите, и строите на этом еще более ужасные и воинствующие заключения», — отметил Анисимов.

Поэтому, по его словам, усилия церкви не могут принести заметных результатов.

«На Украине только наша церковь все пытается утихомирить, примирить, вернуть людей в состояние мира. Но когда люди находятся таком состоянии, как сейчас, ничего продуктивного нельзя сделать», — считает Анисимов.

Он также подчеркнул, что в деле установления мира на Украине православная церковь уповает на исполнение Минских соглашений — однако даже если план будет исполнен, это станет лишь началом долгого пути к примирению.

«Вы знаете, церковь очень надеется на Минские соглашения. Об этом и блаженнейший Онуфрий говорил. У властей нет воли к миру, но какая-то надежда есть. Однако люди с обеих сторон болью ослеплены, скреплены ненавистью, и поэтому не слышат призывов к миру. А наши вообще вещают голосом вражды и злобы. Как можно нам примириться, если я вас назову мерзавцем, убийцей, а вы меня?  Это очень долгий будет процесс», — считает пресс-секретарь главы УПЦ.

В то же время он отметил, что давние российско-украинские культурные связи и скрепы ни в коем случае нельзя предавать забвению. Ведь в этом колоссальном наследии кроется источник силы всего народа. И то, с каким воодушевлением отмечался День славянской письменности и культуры в России, подтверждает этот тезис.

«Я видел, как в России праздновали этот день, и это очень хорошо. Народ, который гордится своей великой историей, и причем по-настоящему великой, высок и жизнеспособен», — уверен Василий Анисимов.

Те же, кто отказывается от своих корней, обречены на потерю своей идентичности и постепенную неумолимую деградацию. Однако хочется верить, что придет время, когда русский, украинский и белорусский президенты смогут вместе подняться на гору Афон. И это символическое восхождение ознаменует начало новой эры в нашей общей славянской истории.