Верховная Рада так и не собралась на очередное пленарное заседание — больше половины народных депутатов просто не явились. И совершенно по-школьному попытались избежать исторической ответственности. Кворума нет, а значит, не бывать и закону о выборах в Донецкой и Луганской непризнанных республиках, принятие которого было намечено на 14 июля.

Этого следовало ожидать. Украинский политический класс уже давно достиг внутреннего консенсуса — минские соглашения не выполнять. Пока еще продолжают приводить ложные и заведомо неприемлемые аргументы — типа сначала дайте нам контроль над границей, сдайтесь и разоружитесь, уберите российские войска (не уточняя, какие и откуда), и вот тогда может быть. Скоро и от них откажутся. И станет совсем очевидно, что центр украинского сепаратизма находится в правительственном квартале Киева.

Когда после Майдана 2014 года от Украины отчалил Крым, имел я беседу на одном из украинских телеканалов с Сергеем Куницыным, бывшим премьер-министром Крыма и главой Севастопольской администрации. В конце февраля, когда в Крыму начались волнения, новые украинские власти делегировали его наводить порядок на полуострове. Дали ему статус полномочного представителя и.о. президента Украины, коим был тогда Александр Турчинов. Ничего у Куницына не получилось.

«А почему не получилось?— горячился Куницын. — Я говорил Яценюку и Турчинову: надо немедленно дать Крыму все права — автономию, русский язык, татарский язык, налоги, даже приоритет местных законов перед государственными. Надо немедленно дать амнистию «Беркуту»! Я бы сам извинился перед ребятами, попросил их забыть обиды и вступиться за страну. Потом разберемся, а сейчас — дать все! Специальным законом! Только с этим документом я мог успокоить Крым!.. Не дали».

Куницын — честный служака, бывший афганец, он действительно очень хотел сохранить Крым для Украины. Вряд ли у него получилось бы, даже если бы революционное начальство его услышало. Но революционное начальство твердо решило тогда Крым слить, о чем свидетельствует, в частности, опубликованная недавно полная стенограмма заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины от 28 февраля 2014 года. Это самое начальство сделало все, чтобы ни один из десятков тысяч украинских солдат даже случайно не выстрелил, и ни один из сотен тысяч крымских татар не совершил неосмотрительного поступка. Измена, короче, стопроцентная. Рано или поздно по этому поводу будет роскошный трибунал.

Теперь уже — как минимум два трибунала. Если бы президент искренне хотел Донбасс обратно, он бы выполнил Минские соглашения в любой интерпретации, последовательности и в установленные сроки — до конца 2015 года. И уже полгода как украинская армия держала бы контроль над границей, она бы сама заботилась, чтобы из России ничего предосудительного не вошло. Выбрали бы местные жители депутатов и начальников — с точки зрения Киева они вряд ли были бы хуже нынешних. Украинская власть стала бы их постепенно коррумпировать и вербовать. Вернули бы олигархов и «Шахтер», пенсии и пособия, запустили предприятия, а главное, свое телевидение. И если не делать глупостей, через несколько лет была бы уже приемлемая совместная жизнь. Ради этой приемлемости можно было до лучших времен даже слегка приглушить темы Евросоюза и НАТО — тем более что Украину ни туда, ни туда и так никогда не примут.

Закончив упражнение с сослагательным наклонением, вспомним о том, что его у истории нет. Нитки, которыми сшита нынешняя украинская власть, слишком тонки, а единственной идеологической скрепой остается лютый национализм. Главной отличительной особенностью этого режима стала неспособность к диалогу и компромиссу. Удержать многообразную страну такая власть неспособна, а потому — вольно или невольно — стремится к упрощению и уменьшению объекта управления, то есть государства.

Налицо диалектическое противоречие. Президент и парламент всячески стараются крепить унитарность государства и вертикаль управления, не хотят делиться с низами ни полномочиями, ни деньгами, ни даже правом на названия собственных городов и улиц. Они торпедируют собственные, данные на Майдане обещания децентрализации и конституционной реформы. Но это как раз и приводит к тому, что желающих уйти становится все больше. Поскольку пряников в арсенале Киева нет, так же, впрочем, как и желания их раздавать, удержать можно только кнутом. Но и кнут становится короче. И все меньше доводов в пользу того, что Украину удастся сохранить как единое государство.