«Квази уно фантазия»

В конце 20-х — начале 30-х годов в небе царили бипланы (для тех, кто не знаком с авиационной терминологией — нечто наподобие «кукурузника»). И даже первые попытки создания самолетов-гигантов — «Русский витязь» или «Илья Муромец», созданные знаменитым конструктором Игорем Сикорским — не выходили за рамки биплановой концепции.

Харьковский авиаконструктор Константин Калинин решил создать гигантский моноплан. Причем не просто моноплан, а уникальный самолет-крыло. Пассажиры и багаж размещались в крыле, экипаж — в специальной рубке.

Авиация ВСУ: пять лет позора
Авиация ВСУ: пять лет позора
© РИА Новости, Наталья Селиверстова | Перейти в фотобанк
Замысел Калинин вынашивал несколько лет, с середины 20-х. Реализовать проект удалось в Харькове, где в 1926 году был создан авиационный завод. На предприятии было организовано конструкторское бюро под руководством Калинина.

Основной задачей было создание отечественных пассажирских самолетов, так как до этого рейсы обслуживали иностранные машины. В конце 20-х Калинин создал две модели, которые были запущены в серийное производство и в значительной степени вытеснили «иномарки» из отечественного неба.

Status quо. «Воздушный Госпром» над Харьковом

В 1933-м конструктору удалось реализовать свою мечту — создать самолет-гигант. Новую модель К-7 за огромные размеры окрестили «Воздушным Госпромом» (здание Госпрома — еще одна дань харьковчан гигантомании — появилось как раз в конце 20-х и еще не перестало вызывать ярко выраженного восхищения у горожан).

Тактико-технические характеристики: длина — 28 метров, размах крыла — 53 метра, масса — 21 тонна, масса с грузом — до 40 тонн, количество двигателей — 7 (мощностью 750 лошадиных сил каждый), экипаж — 12 человек.

Самолет на все случаи жизни

В Советском Союзе практически все было подчинено делу повышения обороноспособности. Поэтому, по замыслу авторов, самолет мог использоваться и как пассажирский, и как транспортный и бомбардировочный.

Пассажирский вариант самолета мог бы перевозить 128 пассажиров на расстояние до 5000 километров.

Планировалось создание салона класса люкс, рассчитанного на 64 пассажира. На борту предполагались кают-компания, буфет, кухня, радиорубка, работала телефонная связь.

Помещения для людей были более 10 метров в длину, 6 в ширину и 2,33 метра в высоту. Баскетболисту было бы не совсем удобно, но для человека среднего роста — вполне.

Status quо. «Воздушный Госпром» над Харьковом

Военный вариант имел бы на вооружении 8 пушек, 8 пулеметов и бомбовую нагрузку до 16 тонн.

Катастрофа в харьковском небе

Спустя три месяца после нескольких удачных полетов первый советский самолет-гигант потерпел катастрофу. Лайнер упал во время испытаний на достижение максимальной скорости. Из 20 человек, находившихся на борту, погибли 15.

Но не это предопределило судьбу самолета. В руководстве страны изменились взгляды на развитие авиастроения. Самолеты-гиганты пока были отодвинуты на второй план. Главный конструктор Константин Калинин готовил создание еще двух моделей. Но в 1935 году проект К-7 закрыли.

Из жизни зомби. Горькая судьба украинского машиностроения
Из жизни зомби. Горькая судьба украинского машиностроения
© РИА Новости, Сергей Мамонтов | Перейти в фотобанк
Примерно такая же участь постигла и более поздний вариант самолета-гиганта «Максим Горький», созданный конструкторским коллективом под руководством Туполева. Всего было произведено две машины. Правда, на базе данной модели были созданы варианты тяжелых бомбардировщиков.

А пионеру тяжелого самолетостроения Константину Калинину развить свои замыслы было не суждено.

1 апреля 1938 года Калинина арестовали в Воронеже. Спустя несколько месяцев по обвинению во вредительстве и шпионаже он был приговорен к расстрелу (не исключено, что свою роль сыграла и харьковская катастрофа самолета-гиганта, так как в 30-х считалось, что в Стране Советов аварии и катастрофы могли происходить только по замыслам вредителей).

К слову, упомянутый выше Туполев мог вполне разделить участь коллеги. Он был арестован в 1937-м и приговорен к 15-ти годам лишения свободы по обвинению во вредительстве. В 1941-м, когда стране остро понадобились квалифицированные технические кадры, Туполев вышел на свободу.

Авиационная гигантомания сегодня

Конечно же, можно заметить, что самолет-гигант начала 30-х годов выглядит достаточно скромной птицей по сравнению даже с рядовыми пассажирскими или транспортными лайнерами. Однако ценность достижений все-таки следует сопоставлять со временем. Помимо этого ценность представляет сама идея создания максимально больших летательных аппаратов. А данная идея, у истоков которых стояли и харьковчане, жива и поныне.

Украина — одна из немногих стран, обладающих самолетами-гигантами. Гордостью отечественной авиации все еще остается летающий супергрузовик Ан-225 «Мрія», собранный советскими авиастроителями в 1988 году. Взлетная масса лайнера достигает чудовищно большой цифры — 640 тонн.

Чтобы не углубляться в числовые показатели, скажем лишь, что самолет создавался для транспортировки многоразовых космических кораблей.

Самолет существует в единственном экземпляре. В заводском ангаре с 80-х стоит еще одна модель. Знатоки жанра утверждают, что она была готова на 70%, но, очевидно, довести дело до конца усердия не хватило.

Самым большим самолетом в мире по размерам считается американский Stratolaunch Model 351 с размахом крыла 117 метров, предназначенный для запуска космических ракет.

Но отечественный гигант все еще самый сильный. К тому же он от и до проверен тридцатью годами эксплуатации — в то время как американский коллега только проходит фазу испытаний.

Источник