«Думская»: Античный якорь, мраморная Деметра и тральщик времен Второй мировой — новые находки одесских подводных археологов - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Думская»: Античный якорь, мраморная Деметра и тральщик времен Второй мировой — новые находки одесских подводных археологов

© РИА Новости . Александр Лыскин / Перейти в фотобанкСотрудник отдела охраны Никитского ботанического сада проводит исследования на дне моря
Сотрудник отдела охраны Никитского ботанического сада проводит исследования на дне моря
Читать в
Издание поговорило о последних новостях одесской подводной археологии с руководителем научной экспедиции «Наварэкс» Александром Терещенко

Золотой шлем IV века до нашей эры
Гулящие бабы золотых скифов: К юбилею выдающегося археологического открытия в Донбассе30 лет назад экспедиция Донецкого госуниверситета обнаружила таинственный шлем, на котором боспорские ювелиры две с половиной тысячи лет назад запечатлели яркие и неоднозначные сцены степной истории
Одесские подводные археологи продолжают исследовать древнегреческое торговое судно, затонувшее два с половиной тысячелетия назад в районе острова Змеиный и обнаруженное в 2011 году. Оказывается, этот объект, условно названный «Змеиным Патроклом», до сих пор преподносит сюрпризы своим исследователям.

— Александр, вы исследуете античное судно уже семь лет. Как далеко ваша команда продвинулась в своих изысканиях?

— Мне очень приятно об этом говорить, эта находка стала настоящей украинской сенсацией — всего лишь четвертым в мире судном той эпохи, найденным в морских глубинах. Причем серьезные научные исследования проводились только на одном из них, два других почти сразу были разграблены так называемыми любителями старины.

За последующие после обнаружения четыре сезона нам удалось всесторонне исследовать остатки судна и груз, составить подробную карту и провести фото- и видеофиксацию. Мы определили, откуда именно пришел «Патрокл» — ныне это греческий остров Скопелос в западной части Эгейского моря (архипелаг Северные Спорады), а также время, когда это произошло, с точностью до десятков лет. Наука датирует крушение судна у Змеиного третьей четвертью IV века до нашей эры.

Кроме нескольких тысяч амфор с вином и оливковым маслом, мы обнаружили там чернолаковую посуду для богатых клиентов. Ее доставляли в города Причерноморья морским путем. Кроме того, мы поняли, как именно греки упаковывали и транспортировали хрупкую посуду. Также мы нашли полуметровую мраморную статую богини плодородия Деметры. К сожалению, от судна мало что осталось: за две тысячи четыреста лет микроорганизмы уничтожили деревянные борта, но мы точно знаем, что деревянное основание, погруженное в ил, сохранилось. Три тысячи амфор, которые являлись его грузом, прочно удерживают остатки «Патрокла» на дне.

— Удалось ли что-то поднять на поверхность? Как вы относитесь к проблеме подводных захоронений, стоит ли их тревожить?

— Лично я очень отрицательно отношусь к подъему на поверхность подобных объектов, да и международные организации настоятельно рекомендуют относиться к ним именно как к захоронениям и по возможности стараться не тревожить. Но есть вещи, которые мы не могли не поднять. Мы подняли ту самую статую богини Деметры, которая заняла свое место в нашем археологическом музее, в экспозиции, посвященной этому судну, а также несколько образцов чернолаковой посуды. Исследуя пространство вокруг «Патрокла», мы также нашли его деревянный якорь. Если простому обывателю это ни о чем не говорит, то любой археолог подтвердит уникальность такой находки. До сих пор науке было достоверно известно лишь об одном древнем деревянном якоре, найденном на дне итальянского озера Неми. Большинство современных изображений якорей основаны на личных фантазиях авторов рисунков, а мы нашли такой якорь и даже подняли его на поверхность.

Он сохранился благодаря толстому слою ила, который законсервировал его на два тысячелетия. Извлечь его было непросто, пришлось решить много инженерных задач, чтобы, не повредив, очистить под водой от ила, а затем поднять всю пятисоткилограммовую конструкцию на борт исследовательского судна.

Кроме того, хорошо сохранился в придонном иле канат, на котором опускался якорь: цепей в те времена еще не было. Мы хотим полностью восстановить этот якорь, чтобы все знали, как он выглядел в первозданном виде.

Еще примерно в том же месте, в носу, было обнаружено перо руля судна. Принято считать, что руль находится в корме, но эта наша находка может в буквальном смысле перевернуть устоявшееся мнение!

— Кстати, сотрудники Одесского археологического музея, где выставлена найденная вами статуя, утверждают, что вы подняли со дна моря не Деметру, а Афродиту. Что вы думаете по этому поводу?

Краеведческий музей Донецка
Донецк: Не сметь стрелять в нашего мамонта! ФоторепортажУкраинские войска нанесли удар по истории – изувечили артиллерией часть Донецкого краеведческого музея. Местные энтузиасты все починили, привели в порядок и водят туда детей на экскурсии. Простейшая суть войны: одни рушат, другие восстанавливают
— К сожалению, мне трудно комментировать чье-то ошибочное мнение. Афродита у греков была богиней красоты, а тут мы видим широкий подбородок и шею, разделенную двумя валиками. Это богиня красоты с мальчиком Эросом? Как автор находки я могу лишь утверждать, что мраморная статуя — это богиня Деметра. К ней прижимается девочка — юная Кора, которая держит в руках котенка. Еще в 2013 году я делал научный доклад в Эрмитаже, а в сборнике «Босфорский феномен» написал статью с аргументацией. В научном мире мнение принято обосновывать, но я не встречал никаких аргументов в пользу Афродиты.

— Наверное, есть немало охотников разграбить уникальную находку. Как решается вопрос охраны памятника?

— Да, в нашем городе есть немало так называемых почитателей старины, которые не прочь нагреть руки на этом памятнике. Причем эти люди сидят в высоких кабинетах и в открытую говорят о том, что хотят получить артефакты с места кораблекрушения. Нам пытаются мешать даже столичные ученые мужи. В 2017 году институт археологии НАН Украины под надуманным предлогом отказал в проведении экспедиции и заявил о желании самостоятельно поднять на поверхность сто амфор. Мы считаем, что с поднятием первой сотни начнется разграбление памятника, и не допустим этого. Кроме того, место, где затонул «Патрокл», взято под охрану морскими пограничниками. Есть идея прямо на дне накрыть судно саркофагом решетчатой конструкции. Это даст возможность осматривать его дайверами, но исключит возможность проникновения.

— Кроме «Патрокла», ваша группа «Наварэкс» исследует какие-то еще подводные объекты?

— В августе-сентябре прошлого года мы продолжали обследовать территорию вокруг острова Змеиный и обнаружили советский (возможно) тральщик времен Второй мировой войны. Объект представляет собой остатки судна, лежащего на донной поверхности в 15 км западнее острова на глубине 28 м. Длина тральщика — 23 метра, ширина — 5 м, возвышение над грунтом — 3,2 м. На верхней палубе сохранилась надстройка. У погибшего корабля нет никаких видимых повреждений. Скорее всего, он принимал участие в разминировании подступов к Дунаю и был накрыт взметнувшимся фонтаном от внезапно взорвавшейся мины. Мы считаем, что тральщик входил в состав Дунайской флотилии, но пока что никаких данных об этой трагедии обнаружить не удалось.

— Несколько дней назад многие СМИ опубликовали видео подводной находки вблизи побережья Болгарии. Сообщается, что речь идет чуть ли не о древнейшем судне, найденном в море. Это тоже античный купец, затонувший примерно 2,5 тысячи лет назад. Что вы думаете об этом?

Репродукция иллюстрации художников Кукрыниксов
Одесское наследство: поляки набросились, нацисты добавили, шведы покуражились, бразильцы добилиЗнаменитый советский плутовской роман «Двенадцать стульев» был опубликован 90 лет тому назад, пережил множество экранизаций, где угодно, но только не на родине
— Я очень рад, что совместной англо-болгарской экспедиции тоже улыбнулась удача, но пока что рано делать какие-то выводы — представлено слишком мало информации. Сейчас можно говорить лишь о некоторых несоответствиях. Авторы находки говорят, что судно найдено в 50 милях от болгарского берега на глубине два километра и ему около 2400 лет. Достаточно взять карту Черного моря, чтобы понять, что такие глубины начинаются примерно в 150 километрах от болгарских берегов. Во-вторых, если речь идет о V—IV веках до нашей эры, то в те времена судоходство было каботажным, то есть небольшие торговые суда не могли удаляться далеко в море и передвигались от порта к порту на расстоянии не более 20 километров от береговой черты. В общем, к этой экспедиции пока есть много вопросов. Надеюсь, что в скором времени будут представлены доклады, которые развеют сомнения.

 

Источник

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала