Эксперты Российского совета по международным делам (РСМД) «заглянули за горизонт» и рассказали о том, что ждет Россию на ее основных внешнеполитических треках в предстоящем году.

Какие возможности у России имеются в области развития отношений с Западом? Какие угрозы ее ожидают на ближневосточном направлении? Эти и многие другие вопросы обсудили Андрей Кортунов, генеральный директор РСМД, Иван Тимофеев, программный директор РСМД и Тимур Махмутов, заместитель программного директора РСМД в ходе «городской завтрака» РСМД на тему «Глобальный прогноз РСМД на 2018 год». В рамках мероприятия также был представлен прогнозный доклад «Внешняя политика России: взгляд в 2018 год».

2018 год: напряжение или стабилизация?

Для того чтобы делать прогноз на будущее, необходимо понять на каком этапе мы находимся сегодня. По мнению генерального директора РСМД Андрея Кортунова, текущий год как для российской внешней политики, так и для всей системы международных отношений выдался сложным и противоречивым. Президентские выборы в США, «Brexit», кризис на Корейском полуострове, и, конечно же, нестабильность на Ближнем Востоке тому подтверждение.

Вместе с тем, по словам А. Кортунова, можно выделить две экспертные точки зрения на дальнейшее развитие международных отношений в 2018 году — оптимистичная и пессимистичная.

Оптимисты утверждают, что уходящий год был годом определенной стабилизации и в каком-то смысле даже реставрации. В подтверждение своей теории они приводят ряд фактов. При всех трудностях мировая система оказалась более устойчивой, чем многие предполагали. Трамп не смог принципиально изменить вектор политики США, хотя в 2017 году было достаточно много сюрпризов со стороны американского президента (например, выход США из Парижского соглашения по климату и Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Тем не менее, американский истеблишмент и бюрократия во многом оказались сильнее.

Не меньшая предсказуемость наблюдается и в Европе. Например, несмотря на процесс выхода Великобритании из ЕС, Лондон и Брюссель все же остаются открытыми к диалогу. Также не столь остро, как это было год назад, стоят проблемы с иммиграцией. Число мигрантов в Европу, включая беженцев из стран Ближнего Востока, понемногу сокращается. Выборы, состоявшиеся в ряде стран, показали, что политическая система Европейского союза достаточно устойчива. Так, в Нидерландах популисты потерпели поражение, во Франции Эмманюэль Макрон вырвал победу у Марин Ле Пен, а в Германии у власти удержалась Ангела Меркель. Исходя из вышесказанного, эксперты-оптимисты заявляют, что будущий год будет годом стабильности — мир останется примерно таким, каким он был, а России при таком положении вещей нужно будет проявлять гибкость и приспосабливаться к сложившимся условиям.

«Чертова дюжина» внешней политики: главные международные события 2017 года — РИА Новости
«Чертова дюжина» внешней политики: главные международные события 2017 года — РИА Новости
© Пресс-служба Минобороны РФ | Перейти в фотобанк

Пессимисты, напротив, сходятся во мнении, что проблемы продолжают накапливаться, а обстановка в мире все больше накаляться. Хотя Европейский союз пока и сохраняет свою целостность, но нельзя сбрасывать со счетов то, что происходит в Каталонии, а также закрывать глаза на победу правых сил в Австрии. Несмотря на определенную стабилизацию ситуации в Сирии, на Ближнем Востоке сохраняется тревожная обстановка. Об этом, например, свидетельствует конфликт между Саудовской Аравией и Катаром. Немалое беспокойство вызывает и ситуация вокруг Корейского полуострова. Исходя из этого, эксперты предполагают, что 2018 год будет годом больших потрясений. А это значит, что и российская политика должна ориентироваться на дальнейшее усиление нестабильности, увеличение рисков, опасность возникновения новых конфликтов и угроз.

По словам Андрея Кортунова, оптимисты концентрируют свое внимание на возможностях, а пессимисты — на угрозах. Поэтому, размышляя о будущем нашей внешней политики, надо учитывать разные сценарии развития мировых процессов в предстоящем году.

Возможности и угрозы для внешней политики России

В докладе РСМД «Внешняя политика России: взгляд в 2018 год» эксперты выделили ключевые направления внешней политики России, имеющие решающее значение в 2018 году и определили ключевые угрозы и возможности для нашей страны на мировой арене. География прогноза охватывает страны Запада, АТР, Ближневосточного региона и ближнего зарубежья.

Запад

По словам программного директора РСМД Ивана Тимофеева, западное направление остается наиболее проблемным для России. При этом эксперт настаивает на том, что сам Запад неоднороден, и отношения с США будут качественно отличаться от отношений с Европейским союзом. В этой связи возникает возможность формирования «разноскоростного» режима санкций США и Евросоюза в отношении России, а также вероятность выхода в сжатые сроки на конструктивный диалог с ЕС при подвижках по украинскому вопросу. Отношения с США будут оставаться намного более напряженными. Среди основных вызовов: обострение противоречий по цифровой и информационной безопасности, экстерриториальное использование санкций США против России и ее зарубежных партнеров, а также сворачивание сотрудничества России и США по оставшимся направлениям — (прежде всего в авиационной промышленности и космонавтике).

«Лучший сценарий, который мы можем ожидать — это стабилизация кризиса, управление им, оптимизация возникших издержек. Надеяться на разворот в российско-американских отношениях не приходится. Главное, что мы можем сделать в 2018 году — это закладывать основы для него в надежде на будущее»,- считает Иван Тимофеев.

АТР

Азиатско-Тихоокеанский регион во всем мире считают регионом возможностей благодаря его динамичному экономическому росту. По мнению Тимофеева, укрепление связей России с АТР — это хороший шанс снизить ту остроту проблем, которая у нас есть с Западом, а также сократить издержки санкций.

В предстоящем году для России в этом регионе открываются следующие возможности:

  • Посредническая роль в дипломатическом урегулировании северокорейской ядерной проблемы;
  • Снижение остроты вопроса о системах ПРО (THAAD) в Южной Корее, если КНР и Республике Корея удастся решить спорные вопросы;
  • Реализация совместных двусторонних проектов России и КНР в сферах энергетики, инфраструктуры, освоения космоса и арктического пространства;
  • Российско-китайские инициативы в области международных финансов и безопасности в цифровой среде;
  • Перекрестный год культуры в России и Японии, реализация совместных проектов на Курильских островах;
  • Новые направления сотрудничества с Индией (продовольственная и цифровая безопасность, расширение энергетического партнерства, инфраструктурные проекты «Север-Юг»).

Вместе с тем, эксперты РСМД перечислили в своем докладе и ряд вызовов, с которыми может столкнуться Россия в этом регионе. Среди них наибольшее значение имеют:

  • Угроза военного решения северокорейской проблемы с риском высоких потерь для стран Корейского полуострова и их соседей;
  • Риски обострения споров вокруг Южно-Китайского моря, угроза возрастающего втягивания в эти споры России;
  • Нарастание асимметрии в российско-китайских политических и экономических отношениях;
  • Торможение российско-японского диалога, сохранение противоречий по территориальному вопросу;
  • Стагнация российско-индийских отношений, рост конкуренции в области ВТС.

Ближний Восток

Эксперты РСМД считают, что Ближневосточный регион остается как для России, так и для ее союзников источником угроз, связанных с распространением идеологии радикального исламизма. При этом наша страна закрепляет за собой место ответственной глобальной державы в регионе и содействует решению общих проблем в области безопасности.

К числу наиболее острых вызовов эксперты относят срыв мирного процесса в Сирии или его стагнацию из-за противоречий внутри страны между внешними игроками (российско-американские противоречия, позиция Турции по курдскому вопросу, проблема влияния Ирана в регионе), а также угрозу выхода США из иранской сделки по ядерному оружию.

Что касается возможностей для России в этом сложном регионе, то среди них эксперты отмечают:

  • Ведущую роль России в сирийском урегулировании, организацию Конгресса национального диалога Сирии, продвижение Женевского процесса. Запуск восстановления Сирии в партнерстве с ведущими международными организациями и объединениями. По словам заместителя программного директора РСМД Тимура Махмутова, восстановления Сирии может стоить порядка $ 350 млрд. Он считает, что Россия вряд ли может сотрудничать по этому вопросу с Западом, но на ее предложения вполне может откликнуться Китай. Здесь открываются возможности для неожиданных комбинаций.
  • Развитие торгово-экономического сотрудничества России с Египтом, Ираком, Саудовской Аравией, другими партнерами.
  • Сохранение статус-кво по иранской ядерной программе.

Страны ближнего зарубежья (государства СНГ)

Как отмечается в докладе РСМД, ближнее зарубежье — наиболее важный для России регион с точки зрения безопасности и реализации проектов экономической интеграции.

К числу возможностей на постсоветском пространстве эксперты отнесли:

  • Укрепление ЕАЭС: завершение работы над проектом правил торговли электроэнергией, формирование общего рынка воздушного транспорта, реализация плана по скоординированной транспортной политике;
  • Переговоры по ЗСТ с зарубежными партнерами и объединениями, накопление опыта разрешения конфликтов и споров внутри ЕАЭС, рост объемов внутренней торговли в результате экономического роста и совершенствования институтов интеграции;
  • Отработка моделей неконфликтного сочетания взаимодействия с ЕС и ЕАЭС (Казахстан, Армения);
  • Реализация инициативы о миротворческой миссии на Донбассе, продвижение реализации Минских соглашений;
  • Развитие российско-грузинского диалога, смягчение или отмена визового режима со стороны России.

К важнейшим вызовам и угрозам на этом направлении относятся:

  • Провал или стагнация переговоров по вопросу статуса миротворцев на Донбассе, обострение ситуации на линии соприкосновения Вооруженных сил Украины и сил Луганской и Донецкой народных республик (ЛДНР), утрата внутренней стабильности в ЛДНР;
  • Обострение противоречий внутри ЕАЭС (в первую очередь, между Казахстаном и Кыргызстаном);
  • Угроза дестабилизации в одной или нескольких странах Центральной Азии, рост террористической угрозы в центрально-азиатском регионе на фоне возвращения боевиков «Исламского государства» (ИГ), экспорт нестабильности из Афганистана вследствие укрепления ИГ в стране;
  • Обострение ситуации в Нагорном Карабахе, актуализация армяно-азербайджанских противоречий в публичном пространстве и СМИ, в т.ч. с учетом столетия образования демократических республик.Подводя итоги обсуждения, эксперты отметили, что ключевой задачей для России на 2018 год остается создание благоприятных возможностей для внутреннего развития. Сохраняющаяся экономическая отсталость — растущая угроза суверенитету России, сужающая окно наших возможностей во внешней политике.

Анастасия Толстухина
Оригинал публикации