Банальное морское происшествие таковым бы и осталось, однако известно, что использование для спецопераций гражданских кораблей — излюбленная тактика турок.

Сухогруз «Лира», капитаном которого является гражданин Турции, принадлежит турецкой компании Turkuaz Shipping Corp, но ходит он под панамским флагом. Судно навалилось на опоры временного рабочего моста №2, в результате чего были повреждены сваи опоры. В настоящий момент подрядчик оценивает ущерб. Однако в самой компании подчеркнули, что на сроки строительства временного моста это не повлияет.

Возведение временных мостов под №2 и №3, необходимых для для доставки грузов и техники к рабочим площадкам в акватории, должно завершиться летом этого года. Первый временный мост, соединивший таманский берег с островом Тузла, запущен в октябре 2015. 

Как турки решают военные проблемы гражданскими судами

В результате столкновения с морским судном уничтожена опора №80, в том числе сваи диаметром 1020 мм и длиной 58 метров, ригели и оголовки. Пострадали отдельно забитые маячные сваи, еще две соседние опоры получили повреждения. Причина произошедшего в том, что Turkuaz Shipping Corp при следовании по Керчь-Еникальскому каналу отклонился от рекомендованного пути в районе буев 21 и 23а. Сухогруз поставлен на рейд в порту Таганрога. 

Казалось бы ничего особенного. Мало ли таких происшествий. Однако статистика говорит, что турецкая сторона, у которой, как известно, с Россией сейчас очень плохие отношения, очень любит использовать гражданские суда для решения совсем не мирных задач. За примерами далеко ходить не надо.

24 ноября 2015 (то есть в день, когда Турция сбила российский Су-24) турецкое торговое судно пыталось пойти на таран двух нефтяных буровых общей стоимостью более 25 млрд руб. Они двигались с Одесского газового месторождения на северо-западном шельфе Черного моря в 150 км от берега Крыма в территориальные воды России. Судно, нарушив все международные правила, не уступило путь каравану. Более того, не предприняло попытку остановиться. От катастрофы буровые спасли ракетный катер Черноморского флота и погранкатер ФСБ, которые принудили судно уйти с курса.

Аналогичная ситуация произошла 13 декабря 2016 в Эгейском море. В сторону российского сторожевого корабля «Сметливого» шел турецкий сейнер. Несмотря на многочисленные попытки «Сметливого», экипаж турецкого сейнера не шел на радиоконтакт с российскими моряками и не отвечал на специальные визуальные сигналы светового семафора и сигнальных ракет. Только предупредительный огонь спас суда от неминуемого столкновения. Судно резко сменило курс и, не выходя на контакт с российским экипажем, продолжило движение мимо «Сметливого» в 540 метрах, то есть на критическом расстоянии.

Наконец, самый громкий международный скандал с турецкими «мирными» судами — это происшествие с так называемой «Флотилией свободы» в 2010 году. Это гражданские суда, которые формировались в Турции и должны были доставить гуманитарный груз на территорию провинции Газа. Правительство Израиля сразу объявило, что груз туда сможет попасть только после досмотра в израильском порту. Тем не менее, зная о таком запрете, флотилия попыталась пройти к берегам Газы напрямую. Израильтяне не стали церемонится в отличие от кораблей ВМФ России. При задержании спецназом на судне Mavi Marmara были убиты 9 человек. Остальные свободолюбцы, видя такое развитие ситуации, сдались сразу же. Они были арестованы и депортированы с территории Израиля.

Роман Ладушкин

Оригинал публикации