Разговоры о введении режима порто-франко в Одессе — одна из вечных тем, о коей спорят в нашем городе на протяжении долгих лет. Причем, не только «пикейные жилеты», блистательно описанные Ильфом и Петровым, но и вполне респектабельные господа, обремененные учеными степенями и солидными состояниями, а не старческим маразмом дряхлых отставных маклеров былых времен…

Вот и сейчас старые споры приобрели под собой новую почву. Год назад в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона, предусматривающий создание свободной экономической зоны, которая должна включать в себя даже не наш город и порт, но всю территорию Одесской области! Его авторы — депутаты Скорик, Пресман и Рабинович — убеждены, что это спасет экономику региона и поможет всей стране. Их противники из числа национально озабоченных видят в нем жуткую крамолу «сепаратизма».

Попробуем разобраться в этом, отстранившись от патриотизма местного и воинствующего национализма всеукраинского, опираясь на исторические факты и реалии наших дней, а не на благие мечтания и параноидальные фобии. Сразу скажу: историческая часть этого материала во многом основана на материалах публикаций Олега Губаря и личных беседах с ним. Историк и краевед, автор множества книг и статей о былом нашего города, он по заслугам удостоен звания Почетного гражданина Одессы. А тема порто-франко в старой Одессе — одна из ключевых тем его работ.

Порто-франко в Одессе: путь к процветанию или химера?

Итак, чем же было вызвано введение сего режима «вольной гавани» в 1817 году, и каков он был? Прежде всего — насущными интересами огромной империи, искавшей новых путей экспорта. Одесса и была основана как порт-форпост на Черном море, созданный для реализации расширения рынков сбыта, прежде всего, сельскохозяйственной продукции. Зерна из Подолии, сала, и т.д. — список вывозимых товаров был огромен, а рост их производства был оправдан огромным спросом в Турции, Леванте и европейском Средиземноморье.

Взамен в страну ввозились «колониальные товары» — табак, экзотические фрукты, чай и кофе, мануфактура и прочие изысканные новинки для модниц… Причем, изначально превалировало экспортное направление! Держава, прежде всего, поддерживала своего производителя. И для этого пошла на предоставление огромных финансовых вливаний в строительство порта и города, налоговые льготы для него и практически неограниченные полномочия тем, что и создало феномен Одессы и Новороссии.

И герцог де Ришелье, и его преемник граф Ланжерон, при коем в 1817 году был принято императором Александром I положение о порто-франко, разработанное Ришелье, и граф Воронцов, обладали огромными правами, невиданными в мире и Европе. Императоры абсолютно доверяли этим кристально честным и абсолютно бескорыстным людям чести и долга. Сразу заметим: порто-франко, вопреки распространенным заблуждениям, вовсе не было полным освобождением экспортеров и импортеров от таможенных пошлин.

Ведь в этом случае оно ничего не давало бы казне государственной и городской. Но предусмотренное значительное понижение тарифов позволяло делать торговлю максимально выгодной для всех сторон. К тому же избавляло купцов-экспортеров и негоциантов-импортеров от коммерческих рисков — свои прибыли они получали, продавая товары в прямо Одессе, «не отходя от кассы».

Причем, государство оставляло развивающемуся городу львиную долю доходов и от таможенных и портовых сборов. И даже от винного откупа! 75% городского бюджета составляли эти поступления! И за сей счет в городе росла не только торговля, но и благоустройство. Развивалась местная промышленность, позволявшая часть продукции, идущей на экспорт, вывозить в виде обработанного товара — муки, консервов. И внутрь страны тоже шло не только импортное сырье, но и готовые к употреблению товары. Параллельно создавался собственный торговый флот, пользовавшийся привилегиями перед иностранными судами, развивалась культура и просвещение.

Порто-франко в Одессе: путь к процветанию или химера?

Но почему же тогда в 1859 году сей благословенный режим был отменен? Да потому, что исчерпал себя, превратившись для города из стимула развития в удавку, сдерживавшую его рост! Ведь в несколько раз расширявшихся таможенных границах уже не помещалась бурно развивавшаяся индустрия. Земля в черте порто-франко бешено дорожала, что вело к бурной спекуляции ею. А контрабанда вела к колоссальным убыткам — порядка 400 000 полновесных рублей в год. И Одесса лишилась сей привилегии. Но вошла в новую жизнь богатым торгово-промышленным центром, кроме порта обладавшим развитой разносторонней промышленностью, став третьей торговой, культурной и финансовой столицей империи.

А теперь сравним те времена и нынешние. Помимо того, что все годы «самостийности» Киев забирал у города и области большую часть налоговых поступлений, он ухитрился и уничтожить почти все, чем обладала и Одесса, и регион. Уничтожено крупнейшее в мире Черноморское морское пароходство. Практически угроблена вся промышленность — от перерабатывающей до металлургической, электронной и машиностроительной. В упадке сельское хозяйство и торговля. Перевозки через порт города и его спутников — Ильичевска (ныне — Черноморска) и Южного неуклонно идут вниз.

После пресловутой «революции достоинства» и Одесской Хатыни 2 мая 2014 года и число заходов туристических лайнеров упало до рекордного минимума. А общий объем экспорта снизился только за последний год на 40% по всей стране! Да и импорт падает в унисон со снижением покупательной способности нищающего на глазах народа. Так кому нужно будет введение порто-франко?!

Ведь подобные глобальные решения принимают, прежде всего, для стимуляции собственного экспорта, а не прибыли зарубежных импортеров! Но рынок России для Украины практически потерян после форменной экономической капитуляции перед ЕЭС, а мизерные европейские квоты для нашей продукции исчерпаны за первый же месяц года! Производство в стране падает, и куда везти то, что еще выращивается уцелевшими сельхозпроизводителями? В Турцию, тонущую в своих овощах и фруктах после отказа России покупать их у недружественной державы или в арабские государства, погрязшие в войнах и революциях?

Порто-франко в Одессе: путь к процветанию или химера?

И кто даст огромные средства, необходимые для создания таможенных рубежей и кордонов вокруг даже не города, а области? Киев, которому и МВФ, и США уже отказали в кредитах из-за неспособности преодолеть коррупцию и внутреннюю нестабильность? Инвесторы, привлечением коих «грозился» губернатор-прожектер Михаил Саакашвили? Но и они почему-то не спешат вкладывать деньги в столь ненадежное предприятие.

Да и сам Саакашвили выступает против порто-франко. С него вполне хватает «приватизированной» таможни, где управляет его марионетка Юлия Марушевская под руководством «грузинских специалистов», обеспечивающая поступления в казну своего шефа-покровителя. Недавняя «потеря» конфискованных товаров на 50 миллионов гривен — только жалкая верхушка айсберга. А появление подозрительно дешевых мандаринов, которыми торгуют по всему городу прямо с лотков не местные граждане — сущие мелочи.

Понятно, что инициаторы проекта блюдут тоже отнюдь не державные интересы. Ведь не случайно панов-депутатов Рабиновича и Пресмана эксперты связывают и с бессменным и неуязвимым боссом американской мафии Семеном Могилевичем, и с интересами ныне опального олигарха Игоря Коломойского. Недаром и бывший мэр Одессы Эдуард Гурвиц подал из-за кордона голос за порто-франко… Но кто же отдаст свою кормушку «конкурирующей фирме»?!

Так что же, идея «вольной гавани» мертва для Одессы? Да нет! Но для того, чтобы она вновь стала актуальной, нужна самая малость. Кардинальная смена режима в стране и ее реальное возвращение в число стран цивилизованных и демократических. Не говоря уж о возобновлении нормальных отношений с Россией, саму Одессу когда-то создавшей и давшей ей и имя, процветание, и всемирную славу.