Ввод сооружения здорово облегчит жизнь железнодорожникам, ведь старый однопутный, построенный ещё во времена Австро-Венгрии, выработал все мыслимые сроки эксплуатации и поддерживается в рабочем состоянии только героическими усилиями транспортников.

Новый туннель, возводимый на деньги Европейского банка реконструкции и развития, сразу стал крупнейшим инфраструктурным проектом на Украине. По такому случаю в закарпатскую глушь прибыла масса киевских чиновников, каждое слово которых тут же подхватило телевидение и многочисленные СМИ. Правда реакция на событие была разной. Транспортники и строители радовались качественно выполненной работе (примерно через год обещали сдать в эксплуатацию полностью готовое сооружение). А вот в речах чиновников всех рангов сквозила высокая политика.

«Мы строим этот туннель, невзирая на происки российского агрессора, который никогда не сможет заставить Украину свернуть с пути евроинтеграции!» — сурово вещал один.

«Впереди у нас большие планы и буквально через год-два, когда грузопоток из Украины в Европу достигнет максимума, страна почувствует ощутимые позитивные перемены! К тому же мы начали большой проект по доставке украинских товаров в Китай в обход России», — вторил другой.

«По поручению президента Украины Львовская область должна стать локомотивом, который вытянет всю украинскую экономику и станет веским аргументом на нашем пути в Европу», — убеждал третий.

Мне почему-то вспомнились старые газетные сообщения о рекордной загрузке железнодорожных станций Закарпатья, где ухитрялись перегружать десятки транзитных составов в сутки с узкой европейской колеи на широкую и наоборот. В Европу ехал металл и руда, к ним — машинокомплекты для сборки легковушек в России и много чего ещё. К сожалению, всё это давно стало историей. Часть грузов из-за их малочисленности перехватили автоперевозчики, остальной грузопоток, из-за разрыва экономических связей с нашими восточными соседями и параличом собственной экономики, превратился в тощий ручеёк. Была надежда на широко разрекламированный министерством Инфраструктуры Украины транзит грузов в Китай и обратно в обход России, но и здесь, похоже, приключился конфуз. А начиналось всё так многообещающе и немного таинственно…

Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали

Вначале, под ликующие сообщения украинских СМИ, пришла информация о прибытии на Украину первого железнодорожного состава из Китая в обход России. Что за грузы в нём ехали, и их количество так и осталось за кадром. Ключевыми словами было «в обход России!» Информация подавалась настолько туманно, что ни длины товарняка, ни его веса никто не сообщал, а все сообщения словно были написаны под копирку. И вот тут нашелся дотошный блоггер, который, не найдя ответов на свои вопросы в украинских СМИ, не поленился покопаться в китайских интернет-ресурсах, которые бесхитростно сообщали, что в составе поезда было всего 10 (десять) вагонов с двадцатью сорокафутовыми контейнерами. Согласитесь, какая-то не очень впечатляющая перемога (победа — укр) получилась.

Хотя сама задумка была неплоха. Ведь объем внешней торговли Китая с Европой сегодня примерно равен 200 миллиардам долларов. Впечатляет, правда? Особенно, если учесть уникальное географическое положение Украины, которая расположена как раз на пятом панъевропейском транспортном коридоре. В тандеме с Россией мы могли бы весьма неплохо зарабатывать на железнодорожном транзите. Вот где в полной мере был бы востребован Бескидский туннель, ведь все грузы в этом направлении идут через Закарпатье. Правда тут возникает парочка проблем: во-первых, мы с агрессорами не водимся, а во вторых солидарно со всем прогрессивным человечеством вводим против них свои санкции. А шоб знали! Например, следуя мудрым указаниям Арсения Петровича Яценюка, принудительно разрываем контракты с коварными русскими тех украинских предприятий, которые ещё умудряются что-то там выпускать и продавать в Россию.

Что, люди останутся без работы и зарплат? Так это всё временно, вот запустим украинский шёлковый путь с Китаем, и хлынет отечественная продукция в Поднебесную! Реализовать этот проект не так уж сложно: везём европейские и свои товары по железной дороге до собственного морского порта Ильичевск (как его ещё не додумались переименовать-то!), далее грузим на паром и транспортируем по Чёрному морю в Батуми. Потом по железной дороге через Азербайджан, где состав движется до морского порта Алят (это уже Каспийское море) и прямиком до Казахстана, откуда прямой путь по железке до китайского пограничного Урумчи (фу, аж рука заболела).

По карте это много меньше российской дороги через Транссиб. Правда, придется учитывать некоторые «мелочи», например переменчивость погоды (море ведь временами штормит), плюс движение вагонов через территорию трёх государств, каждое из которых хочет заработать свою денежку на таможенных тарифах. Это ведь только у москалей с белорусами и Казахстаном Таможенный Союз и никаких препон до самого Китая, но мы с ними принципиально не дружим. Так что скоро посмотрим — кто — кого. Соответственные договоры с новыми партнёрами уже подписаны. Правда, ещё не вполне понятен размер тарифа на перевозку грузов, но это выяснится буквально на днях. Уже и соответствующее приглашение для украинского бизнеса на сайте министерства Инфраструктуры Украины размещено — так мол, и так, господа бизнесмены, присоединяйтесь к украинскому шёлковому пути в обход России, не пожалеете!

Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали

Свою лепту в этот праздник жизни решил внести и новый начальник одесской таможни Юлия Марушевская: «Перевозка в обход России позволит избежать «взбрыков» нашего северного соседа при экспорте украинских продуктов в Грузию, Азербайджан, Казахстан, Китай. Эти рынки являются значимыми для украинского производителя. Ежегодно мы экспортируем в Китай почти 25 млн т грузов», — глубокомысленно заметила чиновница. «Крутость» высказывания невольно побудила ближе ознакомится с её производственной деятельностью, тем более что одесский губернатор Мишико Саакашвили имеет привычку не только окружать себя очаровательными дамами, но и рассаживать их на руководящие посты.

Гугл выдал довольно интересную информацию:

  • Родилась 2 октября 1989, в 2012 окончила Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко по специальности «Украинский язык и литература, немецкий язык». Квалификация — магистр украинского языка и литературы, филолог-исследователь, преподаватель высшего учебного заведения по украинскому языку и литературе, немецкому языку, научный редактор. Далее учёба в аспирантуре Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. 
  • И, наконец, вот оно — июль-август 2014: участник летней программы Украинского научного института Гарвардского университета. 
  • Январь-апрель 2015 — резкий взлёт карьеры: как приглашенный исследователь изучала в Стэнфорде политические науки, в частности, процессы реформирования государства. 
  • Июнь-сентябрь 2015: директор Департамента «Агентство по инвестициям и развитию» Одесской областной государственной администрации; 
  • 10 июля — 9 сентября 2015: и.о. заместителя председателя Одесской областной государственной администрации; 
  • 9 сентября 2015: заместитель председателя Одесской областной государственной администрации. 
  • 16 октября 2015 в возрасте 27 лет назначена руководителем Одесской таможни.

Да, чуть не забыл, во время майдана была активной участницей событий в Киеве. Может быть, кто-то попеняет за нудную автобиографическую справку, однако, по убеждению автора, информация демонстрирует ключевую тенденцию нашего государственного управления — им может заниматься кто угодно. Профильное образование не обязательно, главное — правильно оценивать политический момент, ну и, конечно, ругать Россию.

Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали

Но вернёмся к нашим баранам, к поезду Украина-Китай в обход России. В официальных источниках шла речь о 20 грузовых вагонах, груженых 40 футовыми контейнерами, которые по всем расчётам через 10-12 дней должны были достичь Китая. Въедливые блогеры, оказывается, ухитрились отследить все этапы его продвижения к станции назначения в Китае, и даже пересчитали вагоны, которых оказалось не 20, а 10. Они же раскопали, что маршрут не совсем соответствовал заявленному. Например, морской паром из Ильичёвска пошел не в Грузию, а в болгарскую Варну, чтобы догрузить там полупустой паром. Потом состав почему-то простоял несколько дней без движения на казахской станции. Говорят, из-за неуплаты какого-то там тарифа, но скорее всего это очередная антиукраинская утка, распространённая кремлеботами. И вот, наконец, с опозданием в 2 дня 29 января он прибыл в Китай.

Проворные азаровские эксперты (Николай Азаров — премьер в правительстве Януковича) оперативно подсчитали, что доставка одного сорокафутового контейнера по новому маршруту, кем-то уже окрещенному «Транскаспийским» от пограничной с Китаем казахской станции Достык до украинского Чопа (держим в уме новый Бескидский туннель), обойдется примерно в 7950$, против 3900$ по Транссибу.

Украинцы, особенно галичане, традиционно меряют уровень своего достатка курсом доллара. Можно, конечно, по разному относиться к Николаю Яновичу, но во времена его премьерства самая мелкая купюра с портретом американского президента стоила 8 гривен, против нынешних 26 с хвостом. Это кстати о компетентности и эффективности государственного управления.

Прагматичные европейцы, скрупулёзно учитывающие каждый цент, наверняка серьезно подумают над новым украинским предложением: дружба — дружбой, а табачок врозь. Некие злые языки вообще утверждают, что вся затея с транскаспийским маршрутом в Китай была предложена Украине Турцией, которая в одночасье лишилась российского рынка. Короче говоря — куда не кинь — всюду клин.

Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали

И в заключение традиционная хроника текущих событий:

  • В эти дни во Львове спасательная служба с завидной регулярностью получала сообщения о минировании девяти популярных ресторанов и одного отеля, в число которых попала знаменитая своим националистическим колоритом «Криївка» на площади Рынок. Естественно каждый объект отрабатывается по полной программе: эвакуация посетителей и жителей дома, проверка саперами и кинологами, выезд пожарников и Скорой… Сообщения о подобных «минированиях» поступают практически ежедневно, меняются только объекты: то это супермаркеты популярной сети, то рынки, то точки питания, где полно туристов. Ясно, что всё это злостное хулиганство, однако игнорировать сообщения нельзя. Полиция выдвинула версию, по которой все телефонные звонки поступают из Луганска. Далее без комментариев. Однако имеет хождение и другая, неофициальная: звонки действительно могут идти с зоны АТО, но дело тут вовсе не в пьяных выходках, просто появился способ изрядно помотать нервы конкурентам, а может и отжать их бизнес. Например, в течение недели семь раз «минировали» ресторан «Прага».
  • Работающие пенсионеры будут получать только 85% пенсии, а продолжающие трудиться пенсионеры — госчиновники не получат нё вообще — прокомментировала «Изменинения в пенсионном обеспечении граждан в 2016 году» заместитель начальника пенсионного управления Пенсионного фонда Украины во Львовской области Руслана Иванкова. Естественно, из этой суммы, как и ранее, будет высчитываться военный налог.
  • 1 февраля возле отделения «Альфа-банка» во Львове общественные активисты устроили театрализованные похороны российского бизнеса с настоящим гробом и траурными венками. Предлог самый благородный — галичане не желают спонсировать своими деньгами российскую армию. Судя по репортажу, в разгар рабочего дня в акции участвовало десятка два патриотов обоего пола.
  • С 17 февраля почти на 6% возрастают тарифы на водоснабжение и канализацию. Конечно же, с целью улучшения обслуживания населения. В Европе ведь тоже очень дорогая вода.

Артемий Василенко