Шансов на то, что до конца ноября эти средства будут — нет. Поскольку от момента принятия решения руководством Фонда до фактической передачи векселя на эмитируемые МВФ квази-деньги украинскому правительству обычно проходит не меньше месяца.

Это не единственная причина, по которой Фонд может отказать Кабмину в новой порции займа. Сильное негодование МВФ вызывает и попытка нескольких десятков народных депутатов при полной поддержке профильного Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики провести реальную налоговую реформу.

Реформу, которая при всех замечаниях к ней, может стать основой для снижения коррупции и вывода из тени части экономики Украины. Предложенный Комитетом законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» №3357 от 26.10.2015 уже стал объектом прицельной критики всевозможных грантоедов при тотальной поддержке чиновников.

До конца года Украина останется без денег МВФ

Сам же Фонд, устами своего представителя, высказался не менее жестко.

«По нашей оценке законопроекта, зарегистрированного в парламенте в прошлый понедельник, он приведет к сокращению налоговых поступлений на 9-10% ВВП. Это гигантская сумма. В международном сопоставлении она почти беспрецедентная, если принимать во внимание потерю поступлений в течение одного года.

Трудно представить, как можно позволить себе такую цену без масштабных компенсационных мероприятий в бюджете 2016 года, который и без этих событий теряет временные доходы, имевшие место в этом году, и должен профинансировать важные приоритетные расходы. Таким образом, мы, как партнеры Украины, не можем поддержать проект налоговой реформы в таком ее виде», — заявил официальный представитель МВФ Жером Ваше.

Это более чем прозрачный намек на то, что при условии принятия данного законопроекта в противовес рекомендованному МВФ и подготовленному Минфином собственным вариантом «налоговой реформы», денег на возможное покрытие бюджетного дефицита в будущем году Фонд не даст. Скорее всего, именно это и имел в виду Ж.Ваше, когда говорил о «сокращении поступлений на 9-10% ВВП».

По давней традиции, «икспёрды» Фонда не умеют считать и очень вольно обращаются с цифрами. 9-10% ВВП — это примерно $7-8 млрд, на которые Украины могла бы рассчитывать от Фонда. И именно их она может недополучить. А вот недостача 160-200 млрд грн (в зависимости от курса) налоговых поступлений — это треть бюджета Украины. И к таким последствиям может привести не реформа, а как раз её отсутствие.

Впрочем, реализация норм законопроекта №3357 в нынешних условиях возможна разве что в случае, если Н.Южанина переместится из кресла главы Комитета в кресло руководителя Минфина. Что, покамест, маловероятно.

Возможное отсутствие средств от МВФ является одной из самых позитивных новостей для экономики Украины в этом году. Но самым замечательным событием был бы полный отказ от использования не столько кредитных ресурсов МВФ, сколько от попыток имплементации глупейших и разрушительных для бизнеса и социальной сферы «рецептов» горе-экономистов Фонда.

До конца года Украина останется без денег МВФ

К числу хороших новостей можно также отнести и информацию об отказе Евросоюза (пока непонятно временного или постоянного) финансировать очередную показуху за счет налогоплательщиков ЕС. Представительство Европейского союза сообщило украинской власти, а также комиссии по отбору кандидатов на должность антикоррупционного прокурора, о том, что ЕС утратил доверие к процессу создания Специализированной антикоррупционной прокуратуры и пока воздерживается от его финансирования.

Похоже, до европейцев начало доходить, что борьбу с коррупцией украинцы должны вести самостоятельно. Очень хотелось бы на это надеяться. Ведь чем меньше внешнего финансирования получит Украина, тем больше шансов на реформы. И никак иначе.

Юрий Гаврилечко

Оригинал публикации