Украина: игра в четыре руки - 16.04.2015 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина: игра в четыре руки

Читать в
«Президентской администрации эту политическую пьесу придется играть в четыре руки, учитывать различные международные факторы, внутриполитические и групповые интересы, полный экономический и финансовый крах и растущее разочарование и недовольство граждан», - пишет обозреватель Захар Виноградов, специально «Украина.Ру»

В Украине идет зачистка политического поля. Это очевидно любому независимому наблюдателю. Всех более или менее ярких оппозиционеров режиму либо выжимают из страны, либо прикрепляют к каким-нибудь госструктурам (например, Яроша), либо публикуют на них компромат, который был известен и собран заранее (например, Семенченко), либо возбуждают против них уголовные дела и изматывают допросами (например, Симоненко). А еще постоянно пытаются прекратить выпуск слегка оппозиционных «Вестей». Вчера неизвестные застрелили на пороге собственной квартиры яркого и самобытного политика-регионала Олега Калашникова.

Внешне это выглядит, как разгул реакционных неуправляемых сил, которые действуют каждое наособицу. Но общий вектор понятен — остановить нарастающий в стране вал недовольства режимом — предприятия бытового обслуживания, многие организации среднего и мелкого бизнеса закрываются, а население с плохо скрываемым негодованием ожидает апрельские платежки за ЖКХ, выросшие в 3-4 раза по сравнению с мартом, те самые платежки, которые не сможет оплачивать большинство.

На этом фоне особенно отчетливо виден внутри властный конфликт. Высокопоставленные политики, с которыми приходилось встречаться в эти дни, уверенно говорят на правах анонимности о фактическом развале правящей коалиции. Дело за малым — юридическим оформлением. Тогда у президента появляется легитимная возможность роспуска парламента с назначением внеочередных выборов Верховной Рады.

Зачем это надо?

Президенту Петру Порошенко нужен новый парламент потому, что в нынешнем он не сможет провести ни одного решения, способствующего выполнению Минских соглашений.

Нынешний парламент страны избирался в октябре прошлого года, когда Украина наступала на мятежные ДНР и ЛНР. Тогда казалось, что вот-вот, еще одно наступление и «колорады» падут. Но Донбасс выдержал и пошел в решительное наступление, фактически на сегодня войска ополченцев контролируют большую часть территории востока, отдельные акты неповиновения проявляются повсеместно — по всему, контролируемому правительством юго-востоку страны. Более того, если обратиться к цифрам, то Оппозиционный блок (ОБ) нынешней Рады поднялся именно за счет восточных и южных регионов страны, где скрытое недовольство нынешним режимом в этом и выявилось — здесь, по мнению и экспертов и политиков, голосовали тогда не за ОБ, а против власти Киева.

Сегодня ситуация изменилась. Очевидной победы над мятежниками не получилось. И теперь ясно, что не получится. Воевать дальше, к чему призывает парламентское большинство, невозможно и политически, и экономически, и организационно. Президент, то ли вынужденно, то ли по своим внутренним убеждениям, подписал Минские соглашения, направленные на урегулирование гражданского конфликта. Урегулирование предполагает остановку военных действий и признание автономии этих регионов (с особым статусом сейчас и значительным расширением прав в будущей Конституции страны). Но нынешний парламент такого мирного плана никогда не примет.

© РИА Новости . Михаил Палинчак / Перейти в фотобанкПереговоры лидеров России, Германии, Франции и Украины в Минске
Переговоры лидеров России, Германии, Франции и Украины в Минске

Экономически воевать тоже невозможно, поскольку казна пуста даже для расчетов за газ с РФ, для возврата 75 миллиардов долга, и даже для обслуживания этого долга (выплат процентов и текущих платежей).

Организационно провести мобилизацию невозможно потому, что даже самые ярые патриоты из простых граждан готовы воевать до победного конца пока не получат повестку из военкомата. Получив ее, тут же скрываются либо у дальних родственников в сельской местности, либо выезжают в соседнюю страну — РФ. Дело не в трусости. Реально в сознании большинства граждан Украины, проживающих на западе и в центре страны, несмотря на ежедневную промывку мозгов через прогосударственные СМИ, мятежный восток — отрезанный ломоть. Воевать за него, а тем более умирать, не хотят.

Но все эти реалии разбиваются о мощную крепость Верховной Рады. Поэтому, только распустив ее и, опираясь на новый, более умиротворенный парламент, президент Порошенко сможет реализовать то, что намечено в Минске.

Кто за это ответит?

Экономический и политический кризис наступил в Украине не случайно, не в результате чьих-то целенаправленных и злонамеренных действий. Это результат стечения обстоятельств, неумелых действий и непомерных политических амбиций.

Начнем с востока. Президент Порошенко настойчиво проводил политику силового захвата востока страны, направляя значительные средства и ресурсы в зону гражданского конфликта. Если кратко подвести итоги года антитеррористической операции, она закончилась полным провалом. В гуманитарном смысле — катастрофой — более 6 тысяч погибших (официальные данные), около двух миллионов беженцев. А ДНР и ЛНР остались при своих.

Экономические реформы не пошли. Их, по мнению экспертов, вообще невозможно осуществлять в период военного и гражданского конфликта. Но главное — в качественном составе кабинета министров. Он — майданный и по принципу формирования, и по своей сути. Хотя при этом и прошел легитимацию в новой Верховной Раде. Но и там, назначая Яценюка премьером, исходили не из его знаний и опыта, а из заслуг перед майданом, то есть заслуг, приобретенных выступлениями со сцены.

Несколько лет назад автор во время интервью спросил у Арсения Петровича, кого он назначит в правительство, если станет президентом Украины, из кого состоит его команда? Яценюк назвал несколько фамилий, тогда никому неизвестных людей. Все это были его однокурсники по университету или товарищи по кооперативному и банковскому прошлому. Прошло несколько лет и теперь к ним прибавились несколько его товарищей по майданному противостоянию. Год спустя, после того как Яценюк стал премьером, стало очевидным, что хорошие и давние друзья и яркие революционеры могут оказаться совершенно негодными министрами.

По информации наших источников в украинском политикуме, Яценюк должен уйти с поста премьера. Отсюда и обвинения его в коррупции и постоянные нападки на него в подконтрольных администрации президента СМИ. При том, уйти он должен, абсорбировав на себе все экономические, политические и военные неудачи. Это, как сказано выше, позволит окончательно признать распавшейся правящую коалицию и назначить столь необходимые новые выборы Верховной Рады, которые, по информации все тех же источников, состоятся в конце нынешнего года.

Как это будет?

Главный вопрос политического урегулирования — это создание новой Конституции страны, которая должна де-факто закрепить сложившуюся в Украине ситуацию. И тут наступает самое сложное. Главный вопрос, если откинуть политические лозунги и демагогию, как быть с востоком.

© РИА Новости . Игорь Маслов / Перейти в фотобанкПредставители ОБСЕ посетили район поселка Пески в Донецкой области
Представители ОБСЕ посетили район поселка Пески в Донецкой области

Предоставить автономию в рамках новой Конституции? Но даже у простых, неискушенных людей возникает вопрос: за что тогда воевали и гибли в течение года люди?

Оставить все как есть, то есть проигнорировать политические реалии? Но тогда гражданский конфликт будет не только продолжаться, но и расширяться.
Объявить о децентрализации, то есть предоставить некоторые права всем регионам, включая Донбасс? Но на это не согласятся сами мятежные регионы, уже де-факто ставшие самостоятельными, хотя и никем не признанными республиками. А это значит, что такая Конституцию страны, по Петру Порошенко, ничего не решит.

По информации наших источников за основной принят сценарий, который позволит президенту Украины, сохранив политическое лицо внутри страны, выполнить Минские соглашения, что позволит главе государства не потерять имиджа и на международной арене.

Сценарий следующий. По мере возобновления военного конфликта на востоке, когда он в очередной раз превратиться из локальных перестрелок в масштабный военный конфликт, то есть примерно в середине мая, президент Украины в очередной раз призовет мировое сообщество к введению миротворческого контингента на границе противостояния. Если такое решение будет принято (а по информации наших источников, это неофициально поддерживают все стороны Минского процесса — авт.), введение миротворческих сил может заморозить конфликт и позволит изменить внутреннюю политику государства, которое теперь будет в большей степени заниматься внутриэкономическими проблемами и конституционным переустройством страны. При этом не нужно говорить о федерализации, втором, то есть русском, государственном языке, существенном расширении прав регионов. Локализация и замораживание гражданского конфликта, по мнению окружения президента, позволит в этой ситуации, образно говоря, и «овец сохранить, и волков накормить».

© РИА Новости . Михаил Палинчак / Перейти в фотобанкПрезидент Украины П.Порошенко встретил первый самолет ВВС США с американскими бронеавтомобилями
Президент Украины П.Порошенко встретил первый самолет ВВС США с американскими бронеавтомобилями

Таким образом, сценарий дальнейших действий выглядит пока примерно так:

1.Введение миротворческого корпуса и замораживание конфликта по приднестровскому сценарию.

2.Одновременное освобождение от премьерства Арсения Яценюка, на которого спишут все неудачи минувшего года, с последующим распадом правящей коалиции и на основании этого роспуском Верховной Рады.

3.Назначение новых выборов с последующим переформатированием украинского парламента, где «партия войны» (Яценюк и Ко) будет представлена крайне фрагментарно.

4.Новый парламент в конце нынешнего или начале следующего года (возможно, все же через общеукраинский референдум) утвердит новую Конституцию страны с усилением президентских полномочий, вплоть до придания президенту функций главы кабинета министров. При этом, в обмен на расширение прав президента, регионы получат так же расширение некоторых прав, что и является пресловутой «децентрализацией».

А как получится?

В новом парламенте не должно быть одиозных полувоенных политических лидеров, агрессивных ярких оппозиционеров. Для этого, собственно, и начата зачистка политического поля страны — одних приручают, других компрометируют, против третьих возбуждают уголовные дела…

Все это должно и уже сопровождается тотальным выдавливанием неугодных политиков и политических сил из страны и из политического поля. Министерство информационной политики, возглавляемое кумом президента Юрием Стецем, должно обеспечить всему этому сложносочиненному процессу верную идеологическую и пропагандистскую картинку.

Теоретически всё в этом сценарии выглядит логически стройно и убедительно. Но есть и факторы риска.

Фактор Тимошенко. Юлия Владимировна, Баткивщина которой, согласно социопросов, сегодня находится на втором месте после Блока Петра Порошенко, начинает свою избирательную компанию. И строить ее, судя по всему, она будет в качестве оппозиции существующему режиму.

Фактор Яценюка. Арсений Петрович, даже перестав быть премьер-министром, никуда из политического поля Украины не денется, списывать его с политических счетов Украины преждевременно. С ними надо либо договариваться, либо воевать с ним до полного его поражения (а глубина этого поражения неизвестна). Учитывая амбиции Яценюка и его проамериканское лобби на Западе, договариваться с ним будет очень сложно, а победить, то есть выжать из политического поля, практически невозможно.

© РИА Новости . Стрингер / Перейти в фотобанкБывший губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский
Бывший губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский

Фактор олигархов. Особенность политической карты Украины в том, что большинство олигархов имеют собственность в строго отведенных в свое время им местах (так действовал президент Кучма). И это наследие становится во многом определяющим при решении не только экономических, но и политических задач. А олигархам, как считают эксперты, сильно приелась «киевская постоянная нестабильность», они хотели бы соединить свой бизнес с политическим управлением. Поэтому им больше нравится предложение Оппозиционного блока с полной автономизацией регионов.

Фактор России. А это — самый главный фактор и главное препятствие во внешнеполитических планах Украины, выстроенных по вышеприведенному сценарию. Без согласия России ввести миротворцев на линии гражданского противостоянии на востоке страны невозможно. А официальные лица РФ не поддерживают такой сценарий разрешения гражданского конфликта, настаивают на соблюдении буквы и духа Минских соглашений — единая федеративная Украина с максимальной автономией Донбасса. То есть с Россией тоже, а может быть и в первую очередь, надо договариваться, к чему в Киеве абсолютно не готовы — ни морально, ни ментально.

Получается, что президентской администрации, как не крути, эту политическую пьесу придется играть в четыре руки, учитывать различные международные факторы, внутриполитические и групповые интересы, полный экономический и финансовый крах и растущее несмотря ни на что разочарование и недовольство граждан, которые на выборах парламента Украины и будут тем самым электоратом. А он вообще может «проголосовать ногами»…

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала