С 1 апреля тарифы на услуги ЖКХ на Украине выросли в 3-4 раза. Как решить проблему с субсидиями? Ведь объемы бюджетных компенсаций на 2015 год явно недостаточны для компенсации всем нуждающимся гражданам Украины. Какие категории населения пострадают больше всего? Может ли запуститься механизм массового отъема жилья за неуплату коммунальных платежей? На эти вопросы изданию «Украина.Ру» ответил эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.

— Сложно сказать, начнут ли массово отнимать жильё, потому что по ныне действующим законам подобное нельзя организовать напрямую. Но это вполне возможно организовать с помощью нескольких схем, которые достаточно проблематично описать вот так в телефонном разговоре.

Технология такая есть. Но речь пойдёт скорее не о ней, а о том, чтобы внести соответствующие изменения в законодательство. Чтобы отнимать жильё на абсолютно законном и прозрачном основании.

Почему тех 24 млдр, которые будут выделяться на субсидирование, не хватит? По меньшей мере самый простой расчёт показывает, что тарифы повышались, чтобы покрыть дефицит бюджета «Нафтогаза». В прошлом году это дефицит был чуточку больше 100 млрд гривен. В этом году среднегодовой курс уже примерно вдвое выше, чем в прошлом. Соответственно при сохранении населением тех же норм потребления, чтобы покрыть дефицит бюджета «Нафтогаза» нужно будет около двухсот млрд гривен. А у нас население всего в прошлом году заплатило за услуги ЖКХ 36,5 млрд. Представляете разницу? И те несчастные 24 млрд на этом фоне выглядят смешными.

Кризис неплатежей за услуги ЖКХ на Украине вызван искусственно?

Население не сможет платить за услуги ЖКХ в пять раз больше. Это нереально.

Да, пока тарифы по разным категориям повышаются от 67 до 280 процентов. Но это не последнее повышение тарифов. Глава «Нафтогаза» в начале марта анонсировал поквартальное увеличение стоимости газа (соответственно рост тарифов) в зависимости от изменения курса доллара. Но можно уже сейчас посмотреть, что с 13 по 31 марта гривна подешевела. Почему именно с 13 марта? Потому что в этот день Украина получила первый транш кредита МВФ. И ведь курс доллара не упал. Поэтому у меня пока нет оснований считать, что в дальнейшем ситуация как-то изменится. Мало того, буквально на прошлой неделе глава Минфина госпожа Яресько заявила о том, что следующий транш МВФ под вопросом — потому что Украина должна до мая договориться с внешними кредиторами о реструктуризации долга. Этого требования не было на момент подписания меморандума. По крайней мере, оно никем и нигде не озвучивалось.

Но представители украинской власти заявляли, что они сделали абсолютно всё, что от них требовал МВФ. Возникает резонный вопрос, а когда вы врали? Тогда или сейчас? Потому что если правила игры начинают меняться по ходу игры, то это очень сильно отдаёт мошенничеством, как минимум.

Возможно, это было новое требование. Или оно оказалось из разряда скрытых или тайных предыдущих требований. Я не думаю, что нам сейчас какой-нибудь эксперт сможет сказать, какие ещё скрытые, тайные или новые требования могут появиться в процессе текущих отношений с МВФ и не только с ним.

Поэтому пока что шансов на серьёзное укрепление гривны я не вижу. А если нет шансов на укрепление гривны, значит, рост тарифов на услуги ЖКХ ожидает нас уже в ближайший квартал. То есть, после 1 июля.

Сейчас уже анонсировано повышение тарифов не только на горячую воду, отопление и газ, но и на холодную воду. Это тоже вполне логично, потому что с удорожанием электроэнергии холодная вода тоже должна подорожать — моторы в насосах работают на электроэнергии.

Кризис неплатежей за услуги ЖКХ на Украине вызван искусственно?

Кризис неплатежей можно было прогнозировать давно. Если посмотреть на официальную статистику, то за прошлый год по отношению к позапрошлому году уровень оплаты за услуги ЖКХ на Украине снизился на 7%. Вроде бы не много, но это «немного» будет разрастаться каждый месяц. В феврале, например, выросла задолженность по зарплатам больше чем на 100 млн гривен. Причём основная часть этой задолженности приходится на экономически активные предприятия. Следовательно, у предприятий нет денег даже на выплату зарплаты. Я не думаю, что при нынешнем законодательстве Украины, которое предусматривает уголовную ответственность за невыплату зарплат, какие-либо предприятия сознательно шли на подобные риски. Какой же сумасшедший будет стремиться самостоятельно посадить себя в тюрьму. Среди огромного количества украинских предпринимателей таких точно не много. Зачастую просто нет денег.

Растущие задолженности по зарплате станут дополнительным фактором, который повлияет на снижение уровня оплаты услуг ЖКХ.

Следующий момент, который у нас почему-то обычно не учитывается — с 1 января действует интереснейшая норма о том, что с пенсионеров, которые получают пенсию выше трёх минимальных зарплат (чуть больше чем 3600 гривен, в нынешних условиях — 150 долларов), собирают дополнительно 15% налога на доходы. Сейчас эти 15% будут собирать и с работающих пенсионеров, пенсия которых чуть выше 1400 гривен, это порядка 70 долларов. А работающие пенсионеры госслужащие вообще не будут получать деньги.

Вот целый ряд фискальных мер, которые принимало правительство с целью ограбить пенсионеров (кроме как грабежом пенсионеров это никак назвать нельзя). Суммарный эффект от подобных мер, по разным оценкам, колеблется от 2,5 до 3,5 млрд гривен, если соотнести — от 1 до 1,5% доходов пенсионного фонда. То есть это вообще никак не решает проблемы с его дефицитом.

Пенсионеров грабят. Но как раз пенсионеры у нас были самыми добросовестными плательщиками за услуги ЖКХ. Перед пенсионерами сейчас встанет серьёзнейшая проблема — купить себе лекарства и еду или заплатить за квартиру.