Вчера некоторые недоумевали, почему Арсений Яценюк так настойчиво протаскивал в Раде законопроект о легализации азартных игр. Вплоть до того, что «все, кто против этого закона — агенты Путина» (правда, в последний момент немного изменил формулировку). В общем, форменная истерика.

На самом деле всё очень просто и ничего удивительного здесь нет. Чтобы понять «логику» действий Яценюка, достаточно посмотреть на цифры проекта бюджета на 2015 год. Яценюком движут примитивные страх, паника, истерика и отчаяние.

Продемонстрируем это на примерах. Для начала немного официальных цифр из опубликованного проекта бюджета. Кабинет министров Украины предлагает Верховной Раде утвердить дефицит государственного бюджета в 2015 году в размере 63,67 миллиарда гривен. Для сравнения, за десять месяцев текущего года дефицит бюджета официально составил 53,8 миллиарда (причём за один октябрь произошёл скачкообразный рост на 13 миллиардов), невзирая на все внеплановые заимствования, произведённые правительством Яценюка. До конца текущего года дефицит бюджета может достигнуть величины в 90-100 миллиардов.

Заметим, что бюджет на 2015 год верстался из расчёта на нереальный курс в 17 гривен за доллар (из-за мизерных золотовалютных резервов, дефицита торгового баланса и продолжающегося коллапса банковской системы Украины удержать его на таком уровне будет попросту невозможно).

К этому стоит добавить значительный дефицит НАК «Нафтогаз Украины», который в этих расчётах учтён не был.

Доходы госбюджета в следующем году предлагается увеличить на 25,8% — до 475,24 миллиардов гривен. При этом рост расходов предусматривается на уровне 19,4% — до 527,194 миллиардов гривен.

При этом нужно ввести коэффициент девальвации национальной валюты, который вычисляется по формуле 17(заложенный в бюджете курс следующего года)/8,8(заложенный курс года уходящего) = 1,93. Разделив обе цифры на этот коэффициент, мы увидим, что реальные (долларовые) доходы бюджета сократятся на 34,8%, а расходы — на 38,1%.

Предельный размер госдолга на конец 2015 года планируется на уровне 1,176 триллиона гривен (68,3% от ВВП). Это на 45,7% превышает планируемый уровень на конец текущего года. Переведём 1,176 триллиона в доллары по курсу 17 грн/$, получим 69,2 миллиарда долларов.

По состоянию на 1 ноября 2014 года государственный и гарантированный государством долг Украины уже составил 73 миллиарда долларов (с тенденцией к увеличению). Кто-то верит в то, что в текущих обстоятельствах при имеющейся негативной динамике за год государственный долг Украины станет меньше?

При этом планируемые общие выплаты по государственному долгу, которые должны быть осуществлены в 2015 году за счет средств госбюджета, оцениваются на уровне 230,484 миллиарда гривен, из которых 53,8% — выплаты по внешнему долгу.

Объем платежей по обслуживанию государственного долга на 2015 год прогнозируется в объеме 74,66 миллиарда гривен, что на 28,316 миллиарда гривен превышает план на 2014 год: по внутреннему долгу — 48,154 миллиарда гривен, по внешнему — 26,506 миллиарда гривен.

Одновременно объем государственных заимствований на 2015 год планируется в сумме 279,678 миллиарда гривен, что на 23,161 миллиарда гривен больше плана на 2014 год, в том числе: внешние — 166,813 миллиарда гривен или на 82,663 миллиарда гривен больше плана на 2014 год, внутренние заимствования — 112,866 миллиарда гривен, что меньше плана на 2014 год на 59,502 миллиарда гривен.

Но это только внешние показатели, скрытые бомбы заложены в предлагаемой структуре доходов бюджета. Согласно проекту бюджета НБУ должен стать четвёртым по величине источником бюджетных поступлений после НДС, налога с физических лиц и акцизных сборов. Уже к 11 мая Нацбанк обязан перечислить в доходную часть бюджета 65,4 миллиарда гривен, что почти в три раза больше, чем он перечислил за весь текущий год (22,8 миллиарда).

То есть это продолжение порочной практики «автокредитования» НБУ, которое на самом деле — работа печатного станка, неконтролируемая эмиссия. Причём в разы больше, чем это было в текущем году.

Кроме того планируется ввести налог на инвестиции. Вы заметили очереди из инвесторов, стремящихся попасть на Украину? И я тоже не заметил. В текущих условиях, когда рейтинг надёжности страны опустился до донного «ССС-», никто не хочет инвестировать в украинскую экономику (не взирая на проводимые «ярмарки инвесторов»). А после ввода подобного налога этих инвесторов станет ещё меньше, это будет просто отрицательная величина, стимулирующая дальнейший отток капиталов из Украины.

Кабинет Министров также инициирует увеличение ставки сбора с операций покупки наличной иностранной валюты с 0,5% до 2% и отмену сбора с операций покупки безналичной инвалюты (сейчас взимается по ставке 0,5%). Таким образом, все обменные операции с наличной валютой будут ещё глубже загоняться в тень, потому что платить 0,34 гривны с каждого обменянного доллара — слишком накладно.

В сухом остатке имеем продолжение падения экономики, причём не на «оптимистичные» 6%, а суммарно примерно на треть. Сокращение государственных расходов и замораживание зарплат лишь усилят стагнационные явления, способствуя этому падению (замкнутый круг из: нет заказов, нет работы, нет зарплат, нет прибылей, нет налогов). Бюджет слеплен опираясь на заведомо нереальные и невыполнимые показатели. Вводятся дополнительные фискальные механизмы, снижающие и без того плачевную «инвестиционную привлекательность». Одним из основных источников наполнения бюджета по-прежнему остаются кредиты, причём доля внутренних заимствований резко падает, а внешних — так же резко возрастает. Также в основные источники наполнения бюджета выходит печатный станок.

А ещё же нужно где-то изыскивать средства, чтобы по-прежнему воровать по сто миллионов в день «на войну»!

При таких раскладах не то, что азартные игры легализуешь, а и проституцию (как в европеизированной Польше) и наркоторговлю (как в Голландии). Я бы ещё ввёл налог на рейдерство, акциз на ношение балаклавы и лицензию «самооборонца майдана» (всё равно окупится за счёт безнаказанных грабежей).

Правда, даже эти отчаянные меры в свете всего перечисленного не спасут правительство Яценюка от неизбежного дефолта.