Сергей Королев, Валентин Глушко, Владимир Челомей, Михаил Янгель — легендарные имена ракетных конструкторов, пишет Сергей Лесков на сайте «Зеркало Крыма». Львиная доля космических аппаратов поднимается на орбиту на мощных двигателях, которые были созданы Королевым, Глушко, Челомеем и Янгелем. Кроме того, это основа ядерно-ракетного щита России. Модифицированные семейства этих двигателей считаются лучшими и самыми надежными в мире. «Союз» на радость мировому космическому цеху летает 60 лет, «Протон» — полвека, модификации межконтинентальных ракет, поставленных на боевое дежурство, в 1960-х годах, до сих пор осаживают недруга. Четыре конструктора — и 8 высших в стране званий Героя Социалистического Труда!

Приехали!

Успех конструктора определяет точность расчетов, однако в судьбах ведущих ракетных конструкторов есть одна общая отправная точка, которая кажется мне мистической и необъяснимой.

Сразу, во избежание инвектив и кривотолков, уточню. В ракетной технике множество систем и подсистем, но я говорю о принципиально важном, ключевом, базовом элементе — двигательной установке.

Все создатели советских ракетных двигателей — выходцы из Украины (в ее современном понимании). Великий Сергей Королев родился в Житомире (его мать — украинка), рос в Нежине, учился в гимназиях Киева и Одессы, увлекся авиацией в Одессе, поступил в вуз в Киеве (хотя закончил знаменитое МВТУ), испытывал свои первые летающие конструкции в Коктебеле.

Валентин Глушко родился в Одессе, окончил профтехшколу имени Троцкого, занимался по классу скрипки в Одесской консерватории и музыкальной академии, но выучился на инженера в Ленинградском университете. Михаил Янгель, потомок черниговских крестьян, сосланных на каторгу за бунтарство, окончил МАИ, создал мощное КБ «Южное» в Днепропетровске, который стал второй космической столицей СССР.

Приехали!

Владимир Челомей, 100-летний юбилей которого отмечается в эти дни, учился в школе в Полтаве, окончил техникум и вуз в Киеве. На здании школы №10 имени Короленко в центре Полтавы на улице Пушкина висит табличка, что здесь обучался будущий создатель ракетной техники и советский академик Владимир Челомей. Между прочим, первым директором этой школы был Антон Макаренко. До сих пор школа считается лучшей, элитной в Полтаве. Директорство Макаренко и ученичество Челомея не совпало всего на один год, и, учитывая методы педагога-новатора, еще неизвестно, на какую орбиту запустил бы он пытливого Володю.

Сергей Королев, Валентин Глушко, Владимир Челомей, Михаил Янгель возглавляли крупнейшие в СССР ракетно-космические КБ в нынешнем Королеве, Днепропетровске, Химках, Реутове, Москве. Ведущие конструкторы систем управления, наземных стартовых комплексов, радиосистем, телеметрии, гироскопических приборов, электроники были выходцами со всего СССР. Но созданием ракетных двигателей, с которых, собственно, и начинается ракета, руководили конструкторы, связанные корнями с украинской землей (в ее нынешних границах) и культурной традицией.

Приехали!

И этому должно быть объяснение. Ведь никакой школы ракетных двигателей в Одессе и в Киеве не существует просто по той причине, что Королев и Глушко начинали с нуля. И вообще космосом всерьез они занялись уже в Москве. Челомею с Янгелем тоже в детстве сказок про космические путешествия не рассказывали. Кому-то, может быть, взбредет в голову вызвать всех четырех конструкторов на спиритический допрос, но я рискну предположить, что культурная традиция Малороссии, полная таинственных и романтических преданий, возбуждает воображение и заставляет грезить о высоких полетах. Склонность к мечтательности, вера в обитателей иных космических измерений, безоглядное удальство и тяга к многоголосому и безудержному карнавальному ликованию…

По ключевым генетическим признакам ракеты Сергея Королева и Владимира Челомея наследуют традицию сказочных полетов Паночки и Маргариты.

И только ли слепым совпадением можно объяснить то, что кузнец Вакула, который летал на живом чёрте в столицу, и боевая ракета РС-20, по натовской классификации «Сатана», созданная Янгелем в Днепропетровске, являются фактически земляками? Малороссия — отправная точка русского подъема в космос…

Космические предприятия России и Украины и сейчас, несмотря на политические расхождения, связаны тесными связями, разорвать которые можно только по великой глупости и по самой злой воле. Администрация США понуждает Украину оборвать их, но это поставит едва ли не единственную на Украине высокотехнологичную отрасль на край разорения. Сама же Америка с ее экологической озабоченностью никогда не допустит на свои космодромы украинские ракеты «Днепр» и «Циклон» из-за их ядовитого топлива.

Приехали!

Зато в российских космических проектах украинские ракеты прижились. Это целое семейство модификаций «Зенита», «Днепра» и «Циклона». «Зенит» использовался для запуска космического самолета «Буран» и для вывода российских военных аппаратов на геостационарную орбиту. «Зенит» — ключевой элемент международного проекта (Россия, США, Норвегия, Украина) «Морской старт» с космодромом на плавучей платформе в Тихом океане. Порт приписки платформы находится в США, штаб-квартира — в Швейцарии. Всего проведено 36 стартов, 32 — удачных. Последние годы проект испытывает серьезные финансовые сложности и из-за малого количества заказов не может выйти на окупаемость. В США «Морской старт» объявлен банкротом. Россия бросила спасательный круг и собрала 95% акций. После банкротства на наш страх и риск проведено 6 стартов, 5 — удачных. Но это всего 1 старт в год, а нужно несколько. То есть «Зенит» держит себя в форме исключительно за счет российской поддержки.

Ракета «Циклон» в разных модификациях стартовала из Плесецка больше 230 раз и вывела на околоземную орбиту немыслимое количество аппаратов.

Кроме того, эта ракета использовалась в программе ПРО для предполагаемого перехвата космических объектов противника. Политическое обострение привело к тому, что Россия решила отказаться от дальнейшего использования «Циклонов», заменив их перспективной ракетой «Ангара».

Сумеет ли найти новый рынок ли космическое КБ «Южное» из Днепропетровска? Предметом особой гордости Киева стал проект по переносу стартов «Циклона» на космодром Алкантара в Бразилии. Этот статусный проект должен доказать, что Украина — космическая держава. Но денег на доводку и испытания ракеты катастрофически не хватает, сроки переносились уже многократно. Единственный потенциальный заказчик «Иридиум» заждался и собирается передать свои спутники американским и российским ракетам.

Приехали!

Есть еще легкая ракета «Днепр», которая стартовала с Байконура и из Оренбургской области 20 раз и показывает высокую надежность. На орбиту выведено больше 100 небольших спутников из пары десятков стран — от США до Нигерии, от Саудовской Аравии до Уругвая. Последний старт из Оренбургской области проведен в разгар российско-украинского конфликта 20 июня 2014 года. По злой усмешке судьбы, единственный аварийный старт «Днепра» пришелся на 2006 год, когда украинской ракете доверили российский спутник, сделанный студентами МВТУ имени Баумана, а также первый белорусский космический аппарат «Белка». При этом на половине ракет стояли американские аппараты, но ни один не пострадал.

Но говорить, что «Днепр» страдает идиосинкразией на российскую нагрузку нельзя по той причине, что чудный «Днепр» — модификация знаменитой межконтинентальной ракеты РС-20 («Сатана» по натовской классификации), которая составляла основу ядерного щита СССР и обращала супостата в дрожь. Последняя модификация «Сатаны» под именем «Воевода» несет 10 разделяющихся и индивидуально наводящихся ядерных боеголовок, которые на момент постановки на боевое дежурство гарантированно преодолевали все кордоны ПРО США. Мощность каждой из 10 боеголовок — от 550 до 750 килотонн при мощности атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму в 20 килотонн.

Еще недавно «Сатана» из Днепропетровска была главным фактором беспокойства Америки, которая сумела стравить друг с другом Россию и Украину со всем их общим ракетным потенциалом.

По договору СНВ-1 половина ракет «Сатана» должна отправиться в мир теней, но пилить их жалко, поэтому «Сатана» оборачивается в гражданский «Днепр». Запасы — 150 ракет, которые хранятся в России, по месту боевого дежурства. За двигатель и систему управления отвечает Украина, и особенно КБ «Южное» в Днепропетровске.

Приехали!

На боевом дежурстве в России осталось больше 70 ракет «Сатана» и «Воевода». Техническое сопровождение, которое гарантирует надежность, ведут украинские специалисты предприятий Днепропетровска, Киева и Харькова. Кроме того, Украина поставляет запасные части. Если по наущению США Украина прекратит обслуживание и снабжение оставшегося парка «Сатаны», вряд ли это послужит безопасности самой Америки.

И это станет еще одним ударом по экономике Украины. Россия же, которая располагает куда более сложными ракетными комплексами, сумеет с некоторой потерей времени решить задачу по обслуживанию всех ракет своими силами. Уже принято решение о полной замене к 2018-2020 годам «Сатаны» и «Воеводы» на российские ракеты «Сармат».

Космонавтика — одно из высших проявлений человеческого гения. Обязательное свойство гения — привлечение к решению задачи всех ресурсов, выбор оптимального пути, умение отличить союзников от конкурентов. Если этого не происходит, то гения уже нет, а остается одна глупость и фанаберия.