Кабинет министров Арсения Яценюка преодолел рубеж в 100 дней, после которого снимается мораторий на критику работы правительства. Но большинство опрошенных Forbes экспертов не спешат и сейчас воспользоваться этим правом. Их вердикт: в условиях военного положения Кабмин сделал все что мог, а требовать реформ, даже клятвенно обещанных и назревших — как минимум наивно.

Изначально дорожную карту для нового правительства разрабатывало ведомство Павла Шереметы. Документ Минэкономики носил название «100 дней — 100 шагов правительства» и предусматривал ряд мер, направленных на преодоление кризиса в разных сферах экономики. На 45 страницах, над которыми в Министерстве работали около двух месяцев, были изложены шаги по оздоровлению госфинансов, формированию бизнес-климата и евроинтеграции. В итоге, этот документ не был принят, и взамен правительство руководствовалось более прозаичным, но более адекватным документом «Программа деятельности Кабинета министров».

Ярослав Жалило, первый заместитель главы Национального института стратегических исследований отмечает, что с самой главной задачей — обеспечить стабильность национальной экономики, пошатнувшейся от политического кризиса — правительство справилось. В относительно короткие сроки была восстановлена — на большей части территории страны — дееспособность основных структур исполнительной власти, обеспечена бюджетная стабильность, функционирование коммунальной сферы, инфраструктуры, энергетики, транспорта. «Требовать чего-то более существенного, например, проведения реформ — это даже несерьезно», — считает эксперт.

"Требовать чего-то более существенного, например, проведения реформ — это даже несерьезно". Ярослав Жалило, первый заместитель главы Национального института стратегических исследований

Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития, также уверен, что военное положение в стране обнуляет обещания о немедленных реформах: «Замечания о том, что руководство страны не проводило реформы — нелепо. Я не припомню, чтобы во время войны кто-то проводил реформы». По его словам, с практически невыполнимой задачей — в преддефолтном состоянии найти деньги на войну — правительство справилось. Правда, своими неумелыми действиями власти сами усугубили ситуацию на Востоке и втянулись в долгую — и очень дорогую кампанию. «Неготовность принимать оперативные решения в военной сфере привела к усугублению кризиса на Востоке страны. На мой взгляд, это единственное место, где правительство допустило промедления», — говорит Жалило. Хотя тут даже критики оговариваются, что к такой ситуации не был готов ни один Кабмин.


«В части экономики правительство полностью справилось», — уверен Эрик Найман, управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times. В части евроинтеграционных обещаний Кабмин также сдержал слово — было обеспечено подписание политической части соглашения с ЕС, и скорее всего до конца года будет подписана и экономическая часть.


Из недостатков в работе новых госменеджеров Найман выделяет хаотичное поведение Нацбанка на валютном рынке, которое привело дезорганизации в этой сфере. Также правительство увлеклось поисками новых источников наполнения бюджета, приняв нормативные акты, эффект которых может оказаться противоположным задуманному. «Появление подоходного налога на депозиты — это просто дикость, которая очень сильно может ударить по банковской системе, когда люди реально поймут, что произошло», — говорит Найман и подчеркивает, что в налоговой системе требуются срочные правки. «Некоторые решения принимались «в попыхах», на бегу, было видно, что они не доработаны и не согласованы с бизнесом», — говорит он.

"Появление подоходного налога на депозиты — это просто дикость, которая очень сильно может ударить по банковской системе". Эрик Найман, управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times

Распиаренная реформа системы госзакупок — еще один больной вопрос для команды Арсения Яценюка. Этот документ укрепил репутацию министра экономики Павла Шереметы как блестящего лектора, но не эффективного госчиновника. Принятые изменения не повысили эффективность госзакупок — даже товары для военных нужд, такие как бронежилеты, закупаются по долгой, забюрократизированной процедуре. «Утверждать, что вопрос о коррупции в этом законе разрешен раз и навсегда, сложно. Мы по-прежнему, продолжаем сталкиваться с недостаточной дееспособностью госзакупок», — говорит Жалило. «Мы сделали закон абсолютно прозрачным, но все равно воруют!», — так один из депутатов характеризует новую редакцию закона.


В программе Шереметы за первые сто дней предполагалось принять всю необходимую для глобальных реформ нормативную базу. В финальном плане действий Кабмина сроки выполнения предусмотрительно не указаны, а сам документ начинается с детального описания проблем, с которыми новая команда приняла страну: нулевой рост ВВП в течение двух последних лет, дефицит госбюджета в 2013 году — более 80 млрд грн, остаток средств на едином казначейском счете — 4,3 млн грн, совокупный госдолг на конец прошлого года — $140 млрд или около 80% ВВП, экономический, политический и социальный кризис в Украине характеризуется как «самый глубокий в истории страны».

Forbes проанализировал, что удалось сделать кабинету Арсения Яценюка за первые три месяца работы.

 

Анна Ковальчук и Катерина Шумило (forbes.ua)