На Украине уже ждут появления французских истребителей Mirage 2000-5, отметил Владимир Зеленский 4 февраля в своем Telegram-канале.
Ранее, 28 января, глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро в эфире радиостанции Sud Radio заявил, что французы собираются поставить Украине истребители Mirage 2000-5 к концу марта 2025 года.
— Владимир Александрович, почему тема самолетов F-16 сошла с первых полос СМИ? Почему Зеленский не хвастает, как раньше этим?
— Я бы не сказал, что тема с самолетами F-16 куда-то исчезла. Просто она была отодвинута с первых полос СМИ в связи с более важными событиями.
Нидерланды поставили киевскому режиму 12 таких самолетов. Они базируются на нескольких аэродромах и меняют местоположение в зависимости от того, где какие угрозы возникают. Аэродромная сеть на западной Украине достаточно большая: Ивано-Франковская область (Коломыя), Тернопольская область (Чертков), Винницкая область.
Эти аэродромы наиболее удалены от прямого воздействия наших ракетных и артиллерийских систем. Мы по ним работаем только эпизодически: наша дальняя авиация запустила ракету Х-101, "Герань" долетела, корабли из Черного моря произвели ракетный залп. Поэтому F-16 там прятать можно.
Пока эти истребители принимают участие в учебно-боевых полетах по освоению техники пилотирования в различных погодных условиях в разное время суток. Используют они управляемое и неуправляемое ракетное вооружение для стрельбы по воздушным и наземным целям, а также планирующие, корректируемые и свободнопадающие бомбы.
Кроме того, они отрабатывают взаимодействие с системами ПВО Украины. Это очень важно, что потому что украинская ПВО — разношерстная. Львиная доля ее остается советской, но натовцы передали Киеву много западных комплексов.
Поэтому надо сделать так, чтобы летчики и зенитчики понимали друг друга и обращали внимание на систему "свой-чужой". Сделать это в условиях боевых действий технически и технологически трудно, поэтому нужно провести предварительные организационные мероприятия.
Пока противник не может в полную силу использовать все возможности F-16, пока летчики не освоили навыки применения каждого вида вооружений. Пилоту сначала нужно выполнить четыре-пять полетов: два контрольных, два самостоятельных. То есть подготовка к реальным боевым действиям пока затягивается.
Тем более, зимой часто меняется погода: обледенение, туманы, низкая облачность, снег. Может быть, F-16 уже используется как воздушная компонента ПВО, когда эти истребители дежурят и пытаются сбить наши ракеты. Но выходить на рубежи соприкосновения с нашей авиацией и наносить удары по нашим войскам на земле они пока не будут.
— Вы сказали, что Нидерланды передали Киеву 12 таких самолетов. Насколько я помню, какую-то часть F-16 противник потерял?
— Противник потерял 4 самолета по разным причинам. Один вроде был сбит, второго вроде как сняла ПВО дружественным огнем. Кроме того, когда мы произвели групповую атаку на аэродромы, два F-16 вроде бы хотели взлететь, их посекло осколками (один пилот катапультировался, второй погиб).
Потерять 4 машины из 12 — это много.
Истребители F16 военно-воздушных сил Польши (слева) и Eurofighter Typhoon ВВС Германии во время показательных полетов пилотажных групп в рамках саммита НАТО в Варшаве
— Зеленский заявил, что пять французских истребителей Mirage 2000-5F уже прибыли на Украину.
— Да. Посмотрим, как противник будет их осваивать.
В любом случае это не решит проблему нехватки авиации у ВВС Украины. Пока Запад дает Киеву небольшое количество своих истребителей, чтобы самому посмотреть, насколько они эффективны в ходе боевых действий, а не в качестве реальной помощи.
Да, Нидерланды и Дания говорят о том, что готовы поставить еще десять F-16 в ближайшее время. Их же надо перевезти, собрать и облетать. Всего планируется передать Украине до 45 таких самолетов за полгода. Это уже немало.
Вопрос в том, есть ли у Киева для них переученный летный состав, ведь за такой срок подготовить его невозможно. Такую авиационную группировку можно будет собрать в лучшем случае до конца 2025 года. Пока же поставки будут такими же дозированными. Сейчас — десять. Через пару месяцев — еще десять.
— А Зеленский просит еще и ядерное оружие у Запада. Как думаете, получит?
— Это чисто политическое заявление, чтобы привлечь к себе внимание и поддержать население Украины, чтобы оно не слишком разочаровалось в поддержке западных стран.
Зеленский уже не первый раз говорит о ядерном оружии. Это от страха. Его загоняют в угол. Он не знает, чем ответить России, поэтому просит хотя бы маломощное тактическое ядерное оружие.
Но администрация Трампа в ближайшие полгода на это добро точно не даст. Если бы у Зеленского появилось ядерное оружие прямо сейчас, он бы сразу же использовал его в Курской области и на западе в Донбассе, потому что там у ВСУ складывается критическая ситуация.
Зеленский бы уничтожил какую-то часть собственных войск, лишь бы остановить нас. И в этом случае мы бы нанесли ответно-встречный удар тактическим ядерным оружием, что привело бы к полноценной ядерной катастрофе. А Трампу это не надо. Он пока занят Канадой, Мексикой и внутренними вопросами. Украина в ближайшие три месяца его интересовать не будет.
— Нужны ли нам сейчас переговоры, как считаете? Ведь мы выигрываем на поле боя.
— Переговоры вести надо обязательно на словах, а на деле даже не помышлять об этом, я считаю. То есть нужно не обманывать Запад, а подменять понятия, как они это делают против нас. Например, МИД может проводить международные встречи в рабочем порядке, а военные параллельно укреплять линию фронта и наращивать армию как количественно, так и качественно.
Уже объявили, что общая численность ВС РФ достигла 1,5 миллиона человек. Я считаю, что надо как можно быстрее довести ее до 3 миллионов. Но не путем мобилизации, а за счет экономических и социальных преференций. Полагаю, что необходимо наращивать резервы дифференцированно: частично оставлять в тылу, частично использовать.
Сейчас на СВО образовалась петлеобразная линия фронта. У нас появилось много удачных направлений (Курский выступ, плацдарм на правом берегу Оскола). Нам необходимо как можно скорее продавливать противника, полностью освободить территорию ЛНР и двигаться на Покровск.
В идеале взять в кольцо оборонительные позиции ВСУ, поставив туда Росгвардию, а потом бить их артиллерией и авиацией. Необходимо выравнивать линию фронта и продвигать ее на запад, чтобы занять как можно больше территорий. Когда в апреле появится "зеленка" [листва, зелень], это будет сложнее, и ВСУ получат передышку.
О том, как Украина может использовать F-16 в качестве ПВО, в интервью Летчик Владимир Попов: В бой F-16 вступать боятся, пока прячутся по аэродромам Украины.