Именно такое впечатление производят данные исследования, представленного малоизвестным Киевским институтом социологических и маркетинговых исследований (не путать с КМИС) 16 марта. Это уже второе исследование данной службы за непродолжительное время — первое было презентовано 1 марта.
Подозрения относительно некорректности данных КИСМИ (хорошее сочетание, особенно если по-английски) у нас возникли ещё после прошлого опроса. И дело тут не в том, что данные трагически расходятся с результатами исследований более именитых служб, — это в последние годы, к сожалению, общее место.
Посмотрим на партийные и президентские рейтинги, представленные службой.
По результатам опроса, президентский рейтинг выглядит так (для сравнения приводим данные группы «Рейтинг», в обоих случаях — процент от числа намеревающихся голосовать и определившихся избирателей):
— Владимир Зеленский — 18% (22,5%);
— Пётр Порошенко — 18% (15%);
— Юрий Бойко — 10% (12%);
— Юлия Тимошенко — 9% (11%).
Рейтинги Игоря Смешко, Дмитрия Разумкова, Владимира Гройсмана и Виталия Кличко — в районе 4,5-5%.
Ничего особенно удивительного в этих данных нет, хотя у КИСМИ процент у всех кандидатов ниже, но в пределах статистической погрешности. Это можно отнести на счёт особенностей методики.
А вот партийный рейтинг вызывает вопросы:
— ОПЗЖ — 25% (14%);
— «Европейская солидарность» — 20,5% (15%);
— «Слуга народа» — 16% (19,5%);
— «Батькивщина» — 9% (12%);
— Партия Шария — 5% (3%).
Что тут обращает на себя внимание? ОПЗЖ и СН поменялись местами, причём рейтинг первой на 9% выше, чем в данных «Рейтинга».
Разумеется, можно усомниться в том, что корректны данные «Рейтинга» и СН не может иметь такого высокого рейтинга. Но ведь в отношении ОПЗЖ все социологи фиксировали снижение рейтингов после закрытия телеканалов. Причём фокус-группы выявили достаточно очевидную причину этого — не смогли сами себя защитить.
Второй значимый фактор состоит в том, что партии на Украине лидерские и рейтинг партии обычно довольно чётко коррелирует с президентским рейтингом кандидата от партии. Кандидат может иметь рейтинг более или менее высокий (чаще первое, но это необязательно), но разница с рейтингом партии обычно незначительна. Тут же мы наблюдаем ситуацию алогичную — рейтинг Бойко в 2,5 раза ниже рейтинга ОПЗЖ. Такого просто не может быть.
Или может? Может. Если данные сфальсифицированы и есть задача отстроить партию от кандидата, показав, что партия у нас — ого-го, а вот кандидат подкачал… Выгодно это может быть другому лидеру партии, который имеет сравнимый рейтинг, а с формальным кандидатом на пост президента партии имеет отношения неровные.
Ну и ещё один интересный момент — по данным исследования, 28% опрошенных регулярно смотрят российские каналы. В октябре прошлого года, по данным исследования социологической компании InMind, таких было 17%. Возможно, это следствие закрытия трёх оппозиционных каналов, но, возможно, это и база для определённых переговоров — смотрите, вы закрыли каналы и получили рост внимания к контенту «страны-агрессора». Оно точно вам надо?
Не знаем, действительно ли данные КИСМИ фальсифицированы и кто является заказчиком фальсификации, если она имела место. Но доверять таким результатам мы бы не стали.