Суд Нидерландов захотел услышать российскую версию атаки на MH-17

Расследованием трагедии почти 7-летней давности занимается международная группа следователей, в которую Россию не пригласили. А теперь прокурор готов заслушать эксперта «Алмаз-Антея» и приобщить к делу отчёты российского концерна о технических аспектах авиакатастрофы
Подписывайтесь на Ukraina.ru

1 февраля в особо охраняемом судебном комплексе Схипхол возобновились слушания по делу о MH-17 «Малайзийских авиалиний», в результате крушения которого 17 июля 2014 года в районе села Грабово Донецкой области погибло 298 человек.

Объединённая следственная группа, включающая представителей правоохранительных органов Нидерландов, Бельгии, Австралии и Малайзии и Украины, установили в качестве подозреваемых 4 человека: россияне Игорь Стрелков (Гиркин), на момент крушения MH17 занимавший пост министра обороны ДНР, Сергей Дубинский и Олег Пулатов, а также гражданин Украины Леонид Харченко. Интересы Пулатова в суде представляют двое нидерландских адвокатов, а над остальными процесс проходит заочно. Российская сторона проводит собственное расследование, поскольку выводам следственной группы не доверяет.

Катастрофа MH17. Что известно на сегодняшний деньВ понедельник, 23 марта, Окружной суд Гааги продолжит рассмотрение дела о крушении рейса MH17 Малайзийских авиалиний 17 июля 2014 года в районе села Грабово Донецкой области, в результате чего погибли 298 человек, граждане 10 стран. Как на протяжении почти шести лет проходило расследование - в материале издания Украина.ру

В рамках нынешнего блока слушаний запланировано обсуждение хода проведения дополнительных расследований, подачи родственниками заявок на компенсацию и предложения прокуратуры осмотреть реконструкцию обломков самолёта. Решение о том, должен ли проводиться такой осмотр, суд примет 15 апреля 2021 года. В случае положительного ответа его проведут в мае 2021 года.

Рассмотрение дела по существу начнётся 7 июня 2021 года. На этой стадии, как уточнил посол Украины в Нидерландах Всеволод Ченцов, суд сосредоточится на вопросах, из какого оружия сбили лайнер, откуда запустили ракету и какова роль 4 подсудимых в авиакатастрофе. Кроме того, родственники погибших получат возможность выступить в суде. Когда завершится рассмотрение дела, пока неизвестно.

Россию наконец хотят услышать

1 февраля председательствующий судья Хендрик Стинхейс сообщил, что следователи 18 января получили ответ российского концерна «Алмаз-Антей» (производителя ЗРК «Бук») на отчёты Нидерландского аэрокосмического центра и бельгийской Королевской военной академии о технических аспектах крушения MH-17. В ноябре нидерландский прокурор Манон Риддербекс заявляла, что следственный судья пока не назначил экспертов концерна, так как российская сторона не ответила на запрос, но «Алмаз-Антей» опровергал это утверждение.

Кроме того, на заседании в Схипхоле прокурор Вард Фердинандуссе заявил, что не против, чтобы по просьбе стороны защиты к делу приобщили отчёты «Алмаз-Антея».

Ранее концерн проводил натурные эксперименты с использованием ракеты 9М38М1 и фюзеляжа самолёта Ил-86. Как и члены объединённой следственной группы, специалисты российского предприятия считали, что в атаке на MH-17 была задействована именно эта модификация ракеты. Однако эксперимент, результаты которого опубликовали в 2015 году, показал, что 9М38М1, а точнее металлические «двутавры» — поражающие элементы — оставляют пробоины в форме бабочки, а на снимках рухнувшего малайзийского «Боинга» таких не было. Это позволяет сделать вывод, что 17 июля 2014 года применялся самый старый тип ракеты 9М38.

Последние такие выпустили в 1986 году, максимальный срок эксплуатации составляет 25 лет. По словам представителей «Алмаз-Антея», с вопросом о возможности дальнейшего использования в 2011 году к ним обращалась украинская сторона, им ответили, что российские военные не применяют ракеты дольше установленного срока из-за опасности для боевого расчёта.

При этом советник генерального конструктора концерна Михаил Малышевский сообщал, что следователи передали снимки фрагментов ракеты 9М38М1 и «двутавров» от неё, найденных среди обломков MH-17, но они вызывают вопросы. Кроме того, эксперимент «Алмаз-Антея» опроверг утверждение, что атака на самолёт совершена из Снежного, о чём сказано в докладе международной группы. Ракета, выпущенная комплексом «Бук» по такой траектории, не могла оставить следы от поражающих элементов на левом двигателе малайзийского «Боинга», как зафиксировано в докладе следователей.

Конструкция боевой части всех ракет для «Бука» задаёт характерное направление для облака поражающих элементов — «скальпеля», — разрушающего самолёт. Если бы ракета летела со стороны Снежного, образовавшееся облако прошило бы самолёт насквозь слева направо в районе кабины пилотов, но не задело при этом левый двигатель и не могло оставить характерных следов вдоль всего фюзеляжа, о чём также говорится в заключении объединённой следственной группы.

Таким образом, эксперты «Алмаз-Антея» пришли к выводу, что характер повреждений, обнаруженных на MH-17, указывает на то, что ракета летела со стороны Зарощенского, которое в то время в ходе боевых действий переходило под контроль то украинских силовиков, то ополченцев.

Скандал вокруг MH17: зачем украинские СМИ пытаются объявить фильм Украины.ру «пропагандой» - ВИДЕОКрупное украинское издание «Детектор медиа» обрушилось с критикой на фильм Андрея Лактионова «Суицид международного масштаба: Неприятная правда о гибели MH17 в небе над Донбассом», который опубликовало издание Украина.ру

Но и это не всё. Следственный судья согласился по просьбе стороны защиты допросить одного из экспертов «Алмаз-Антея», составлявших отчёты.

«Судебное разбирательство буксует и особого продвижения нет. Наверное, ему хотят придать большую легитимность, хотя бы визуальную. И для этого сделать так, чтобы российская сторона принимала более активное участие в обсуждении. Поэтому хоть какие-то аргументы российской стороны были услышаны. Поскольку прежнее слепое давление ‒ продавливать только одну точку зрения ‒ не привело ни к каким результатами, поэтому пошли навстречу российским аргументам в том числе», — сказал в эфире радио Sputnik директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

Допросы экспертов «Алмаз-Антея», Нидерландского аэрокосмического центра и бельгийской Королевской военной академии планируется завершить к апрелю.

Нестыковки в деле

Ответ на ещё один запрос адвокатов суд даст на следующем заседании, 8 февраля, — допустить ли представителя «Алмаз-Антея» осмотреть хранящиеся в Нидерландах обломки самолёта. Прокуроры настаивают, что это ни к чему, поскольку детали уже осмотрели другие эксперты, к тому же разрешение на проведение этих действий имеют адвокаты, да и вообще дополнительный осмотр якобы приведёт к затягиванию дела.

Сторона защиты же подчёркивает, что без помощи экспертов вряд ли получит нужную информацию при осмотре обломков, к тому же представители российского концерна и так прилетят в Нидерланды, чтобы ответить на вопросы суда, поэтому в ходе этой поездки и могли бы изучить обломки.

Кроме того, защита настаивает на добавлении в материалы дела новых фотографий разбившегося лайнера, поскольку в распоряжении следователей нет информации о тех деталях, которые не удалось вывезти с места крушения. Внести ясность, что же происходило в последние секунды полёта, должна была реконструкция, инициированная властями Нидерландов, но и тут вышла нестыковка: для её проведения эксперты использовали 8000 обломков самолёта, а в городе Сустерберг, как сообщил накануне журналист Эрик ван де Бек, скрывают ещё 18 контейнеров с частями MH-17, причём те, которые исковерканы поражающими элементами.

Отдельного внимания заслуживают и другие факты. Во-первых, в деле об авиакатастрофе нет отчёта по обломкам и, соответственно, нет подробного описания повреждений, во-вторых, в королевстве хранится всего лишь 20% обломков от общего количества, остальная часть до сих пор находится на Украине.

Крушение MH17. Компания из США начнет расследование, почему Киев не закрыл небоФонд безопасности полетов в деле о крушении малазийского «Боинга» рассмотрит вопрос о том, почему Киев не закрыл воздушное пространство над восточной Украиной и регионами, прилегающими к зоне донбасского конфликта, включая территорию РФ. Об этом 17 июля сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службы МИД Нидерландов

Сведения о происходящем 17 июля 2014 года в Донбассе следователям приходится собирать по крупицам, причём часто на основе вторичных источников. В 2014 году на месте крушения MH-17 никакие судебно-медицинские экспертизы не проводили из соображений безопасности, а разрешение на следственные действия руководство ДНР предоставило в июне 2015-го.

Отдельное внимание уделили данным, полученным с радаров разных стран. Как сообщал в июне 2020 года прокурор Тейс Бергер, Украина предоставила сведения только со вторичных радаров, то есть тех, которые регистрируют лишь находящиеся в небе и передающие сигнал на землю гражданские самолёты, такие радары получают информацию от самолётов с включенными передатчиками и не передают данные о других объектах или о самолётах, у которых передатчик выключен.

По словам прокурора, первичные радиолокационные данные Украина не предоставила, объяснив нидерландскому Совету по безопасности, что радар в момент авиакатастрофы не работал, поэтому ничего не зафиксировал. В ходе проверки следователи установили, что радар в Донецке был выключен, поскольку находился на подконтрольной ДНР территории, радар в районе Артёмовска был поврежден во время боевых действий, а радар в Чугуево находился на плановом обслуживании.

В момент трагедии рейс контролировался украинскими радиолокационными средствами и системой ПВО, а также находился под управлением украинских диспетчеров. Украинская сторона путалась в своих заявлениях: сначала они утверждали, что снимки с экранов радаров незамедлительно были отправлены в Совет безопасности Нидерландов, затем — что Амстердам вообще их не запрашивал, а последней была версия о неисправности днепропетровского локатора в момент катастрофы. Однако Министерство обороны РФ фиксировало 17 июля 2014 года активность украинских наземных служб слежения.

Данные с украинских гражданских и военных радаров дали ограниченную информацию, первичные данные с мобильного военного радара в Харькове оказались гораздо менее информативными, чем первичные данные радара в Усть-Донецком Ростовской области, но даже они не помогли экспертам обнаружить следы запуска ракеты или военный самолёт рядом с малайзийским Boeing. Внести ясность в произошедшее могла бы информация с китайского спутника, находящегося над местом авиакатастрофы, но в тот момент он не работал.

США не захотят убивать медийную курицу, которая несет золотые яйца - Ходаковский о деле MH17Власти США не раскрывают данные своих спутниковых систем слежения и даже не позволяют обнародовать записи «черных ящиков» потерпевшего крушение над Донбассом малайзийского «Боинга», так как им нужна постоянная «болевая точка» для осуществления давления на Россию, сказал экс-глава Совета безопасности ДНР Александр Ходаковский в интервью Украина.ру

Кроме того, прокуратура Нидерландов ещё в 2014 году направила запрос властям США с просьбой предоставить спутниковые изображения, якобы подтверждающие запуск ракеты, наличии которых говорила американская сторона. Никаких снимков Вашингтон не передал, только поделился информацией, что в момент аварии американская разведка зафиксировала запуск ракеты SA-11 класса «земля-воздух», по классификации НАТО это ракета, используемая ЗРК «Бук», из точки приблизительно в 6 км от города Снежное. 1 февраля судья Хендрик Стинхейс сказал, что суд направил США новый запрос о спутниковых снимках места авиакатастрофы, но американцы всё ещё рассматривают этот вопрос, так что пока никаких подвижек на этом направлении нет.

В свою очередь, адвокат Сабине тен Дуссхате, представляющий интересы Пулатова, на заседании указал на серьёзную нестыковку в деле. Она сообщила, что ни на одной из 15 проанализированных аудиозаписей нет голоса её подзащитного. Только почему-то следователи этот факт не установили, а ведь эти файлы считаются основой обвинения.

«Прокуратура потратила 6 лет на рассмотрение данного вопроса, Но, видимо, впустую», — написал в Twitter журналист Эрик ван де Бек.

Вопросов в деле о крушении MH-17 по-прежнему больше, чем ответов, но тот факт, что суд захотел услышать аргументы российской стороны, которую не пригласили войти в состав объединённой следственной группы, не может не радовать. Впрочем радоваться ещё, конечно, слишком рано.

Рекомендуем