В пятницу, 19 октября, на участке трассы Одесса — Рени организовали и провели совместные трансграничные учения и учебный семинар. Участвовали представители Центра подготовки по противодействию распространению оружия массового уничтожения Главного центра подготовки Госпогранслужбы Украины; руководители пограничных отрядов, подразделений Пограничной полиции; подразделения радиоционной, химической и биологической (РХБ) защиты и оперативно-розыскных подразделений Госпогранслужбы Украины; таможенной службы и Службы информации и безопасности Республики Молдова. Также участвовали представители Государственной инспекции ядерного реагирования Украины (ГИЯР), СБУ, Национальной полиции, Государственной фискальной службы Украины.
На службе американского посольства
Особо стоит отметить организаторов и оценщиков учений — ими в независимой Украине выступили представители офиса Программы экспертного контроля и безопасности (ExBS) посольства США в Украине, представители пограничного патруля США и департамента энергетики США, а также Международного центра противодействия РХБ-угрозам.
Между строк легко читается, что команду провести учения отдали из американского посольства — сегодняшнего реального центра управления майданной Украиной.
Одной из главных целей мероприятия заявили улучшение координации между ведомствами и службами. В целом можно долго перечислять теорию и особенности прошедших учений, но лучше обратим внимание на место их проведения. Это участок украинской трассы Одесса — Рени, который проходит по части территории Молдавии, между населенными пунктами Удобное и Паланка.
На отрезке трассы Удобное — Маяки сложилась абсурдная с точки зрения пограничного и таможенного контроля ситуация: имеющие общую охраняемую границу, таможенные и пограничные посты и не имеющие соглашений о свободной торговле или открытых границах государства допустили взаимное проникновение любых предметов на свои территории через транзитную трассу.
Черная дыра в украинской границе
Например, следуя из Одессы в Рени на своем автомобиле по территории Украины, вы в любом случае будете ехать около семи километров через молдавскую территорию. В районе села Маяки находится украинский погранпост, во время проезда через который вам выдадут талон с количеством пассажиров в авто. Никакого паспортного или пограничного контроля здесь не производится.
На выезде с территории Молдавии, возле села Удобное, вы снова пересечете украинский погранпост, где пограничник сверит количество людей в авто и пропустит вас дальше. Опять же никакого досмотра авто не происходит. А вот за время поездки по молдавской территории вы можете делать все, что хотите, в том числе с теми предметами, которые были в вашей машине и не подвергались досмотру. Каких-либо запретов на остановку транзитных транспортных средств нет в принципе. Авто может остановиться возле придорожного молдавского кафе, высадить пассажиров, которые могут свободно прогуляться в соседнее молдавское село или далее, выгрузить или принять груз в машину.
Именно этими обстоятельствами и пользуются контрабандисты.
И если грузовики еще контролируют, прилегающие дороги закрыты бетонными блоками, то с контрабандой мелких предметов (оружия, наркотиков, произведений искусства или тех же радиоактивных материалов) проблем вообще не возникает. Останавливайся где хочешь, делай дело и езжай дальше — тебя все равно не проверят.
Украинские ядерщики утратили доверие
Дальнейший путь незаконно перемещенных товаров через Молдавию и Румынию на территорию Евросоюза вообще не вызывает затруднений: спасибо коррупции в этих странах.
Конечно, можно мысленно поблагодарить американских кураторов за их помощь в пресечении опасной контрабанды, но с чего вдруг такие прагматичные и расчетливые новые хозяева Украины озаботились проблемами пограничников? Да еще и так далеко от линии боевых действий в Донбассе?
Вывод напрашивается сам собой — исходя из логики их действий и новой украинской реальности.
На Украине пока еще существуют четыре атомные электростанции с соответствующей инфраструктурой хранения ядерного топлива и его учета. Топливо для Запорожской АЭС поставляет американский Westinghouse (за счет Украины), а вот затраты на содержание, организацию и охрану этих объектов оплачивает Украина с адекватным новым украинским реалиям качеством. И это качество в полной мере проявило себя на военных складах в Калиновке и Ичне, где склады с боеприпасами взлетели на воздух.
Нет, хранилища ядерного топлива и атомные реакторы не взорвутся — советские конструкторы заложили хорошую защиту от дурака. Но из-за халатности и низкой мотивации персонала могут быть банально разграблены. Да и наличие таких веществ в самом неспокойном государстве Европы не внушает оптимизма.
Ядерный мусор в степях Украины
Одно дело, когда в Евросоюз попадает легкое оружие (да и то, из-за малого спроса в очень ограниченных количествах). Но совсем другое, если предметом контрабанды станут радиоактивные отходы или топливные таблетки урана-235 из ТВЭЛов АЭС. Они могут стать основным материалом для создания грязной радиоактивной бомбы (боеприпас, заражающий местность без цепной ядерной реакции) или сырьем для обогащения и производства уже настоящего ядерного оружия не без помощи безработных украинских специалистов.
Наличие ядерных материалов на Украине стало головной болью американского посольства, ведь закрыть АЭС и оставить без электроэнергии Украину нельзя. Поэтому нужно понять, способны ли вообще украинские специалисты обнаружить такой опасный груз, а пограничники — перекрыть все возможные пути его контрабанды. Вот для этого на юге Одесской области, своеобразном контрабандистском хабе, собрали всех, кто еще может и способен производить поиски опасных радиоактивных предметов. Цель — понять, какие улучшения и средства необходимы для создания системы пограничного контроля в «узких местах» украинской границы.
Вполне понятны и политические издержки такого шага. Никто в США не хочет повторения 11 сентября, но уже в радиоактивном исполнении. А в случае утечки из украинских хранилищ радиоактивных материалов и попадания их в руки террористов всю ответственность понесет действующая американская администрация. С понятными, стремящимися к нулю шансами на приближающихся президентских выборах.