https://ukraina.ru/20230503/1045856076.html
Режиссер Талия Финкель о том, как восстановление исторической справедливости примиряет враждующие народы
Режиссер Талия Финкель о том, как восстановление исторической справедливости примиряет враждующие народы - 03.05.2023 Украина.ру
Режиссер Талия Финкель о том, как восстановление исторической справедливости примиряет враждующие народы
Талия Финкель — израильский режиссер-документалист, журналист и продюсер, участница 45-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ). В конкурсную программу документальных фильмов вошла ее картина "Анна и врач-египтянин".
2023-05-03T07:16
2023-05-03T07:16
2023-05-03T11:34
культура
интервью
режиссер
кино
израиль
египет
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/04/1b/1045739489_155:41:760:382_1920x0_80_0_0_92c9a59835c52149ea4f94d3ad9fdc97.jpg
В фильме параллельно рассказаны две истории: о том, как араб, мусульманин доктор Мохаммед Хельми спас в нацистском Берлине еврейскую девушку Анну Борос, и о том, как Талия Финкель, совместно с дочерью спасенной девушки разыскивала его семью в наше время, чтобы вручить награду — звание Праведника народов мира.Трудность заключалась в том, что у Тель-Авива и Каира крайне напряженные дипломатические отношения, и для единственного возможного компромисса, на церемонии должны были присутствовать официальные представители двух стран, что оказалось непростой задачей.В интервью изданию Украина.ру она рассказала о том, как старалась восстановить историческую справедливость и о том, зачем нужны такие фильмы.— Талия, прежде всего, я хотела бы спросить о ваших впечатлениях от фестиваля. Вы раньше бывали в Москве, в России?— Это мой первый раз в Москве и вообще в России. Мое первое впечатление: здесь очень красиво и чисто, и я не ожидала и не представляла, насколько в Москве все огромное. Москва не похожа ни на один город мира, который я видела до сих пор: огромные здания, огромные магистрали, все просто необыкновенно большое. За последние 25 лет я побывала на очень многих кинофестивалях, но в Москве отличается буквально все.Люди на фестивале были очень отзывчивы и готовы прийти на помощь, и для меня это было очень важно, так как я совсем немного знаю русский язык. Я побыла только на трех фестивальных днях, но, по моим наблюдениям, все было организовано очень профессионально.— Какие фильмы вам запомнились?— Я успела посмотреть только два фильма, мне понравилась швейцарская картина «Безумная Хайди» (режиссеры Йоханнес Хартман и Сандро Клопфштейн. — Ред.) — очень безумный, независимый фильм, а я действительно люблю независимое кино. Мне нравятся люди, свободные от мнения фанатов, мнения каких-нибудь официальных институций; свобода, с которой они просто делают то, что делают, очень забавная, веселая, и она нравится мне. Иногда я тоже занимаюсь независимыми проектами, так что я понимаю, о чем идет речь.— Возможно, многие наши читатели, как и я, не очень разбираются в том, как создается документальное кино. Когда я смотрела ваш фильм, мне все время было трудно поверить, что это реальные события, а не художественный вымысел. Особенно в те моменты, когда показаны ваши приключения с египетским посольством в Германии.— Конечно, так как фильм документальный, все, рассказанное в нем, — правда. И история из прошлого: о Мохаммеде Хельме, Праведнике народов мира, герое фильма, и история о нынешнем времени. История заключается в том, что доктор Хельми был признан «Яд Вашем» — Праведником народов мира, и в газете появилась маленькая заметка о том, что его семья отказалась принять награду, так как это официальная награда от государства Израиль.Вы знаете, я активист движения за права человека, и для меня очень важно выстраивать эти мосты между разными национальностями, религиями. Для меня было очень важно высветлить эту историю, сделать ее известной, что мне и удалось. Я провела целое расследование, в фильме показаны документы, которые мне удалось найти. И я знала, что египтяне не захотят иметь никаких контактов с кем-нибудь из Израиля, поэтому я связалась со своим другом, живущим в Вене, его зовут Питер Фукс, и я связала его с другим человеком, который был в Египте и мог найти информацию, и тот человек стал помогать ему, только потому, что он — Питер из Вены, а не Талия из Израиля.Таким образом, я связывала людей, а они не знали, кто я, мою личность мне приходилось сохранять в тайне. В итоге я была в такой ситуации: у меня есть история, все участники которой давно мертвы, а я сама из страны, из которой их потомки контактировать не станут. Но я хотела восстановить эту историческую справедливость для доктора Хельми, это было очень важно для меня!Ранее я уже сняла еще один фильм о нем, в 2017 году, «Мохаммед и Анна: все на виду», и в том фильме речь шла только о событиях прошлого, так что я уже хорошо знала эту историю. Когда мне удалось разузнать, на какие хитрости приходилось идти Хельми, как он спасал ее — иногда ему приходилось действовать как агенту КГБ или Моссада, — перевозить ее с места на место, врать людям, даже создать ей новую личность. И, знаете, мне пришлось делать что-то похожее, чтобы эта история все-таки увидела свет.Потом я отыскала Карлу — дочь Анны Борос. Она не знала Хельми хорошо, она видела его однажды, когда была ребенком, ей было двенадцать, а несколько лет спустя он умер. И она на правах дочери очень хотела сказать спасибо кому-нибудь из его семьи.Когда же мне удалось отыскать Насера, племянника доктора Хельми, и Карла поговорила с ним по Skype, я поняла, что он человек достаточно либеральных взглядов, очень образованный, очень умный, активист — одним словом, большой человек. Когда я представилась ему и рассказала, что это я стояла за всем расследованием, он был, конечно, очень удивлен, но рад, потому что для него это тоже было очень важно, чтобы история о его дяде стала известной.Он и Карла согласились приехать в Берлин, побывали во всех тех местах, где в сороковые происходили события; все, что показано в моем фильме, — правда.До последнего момента мы не были уверены, что церемония состоится из-за проблем с египетским посольством. И на этом фильм мог закончиться. Но, знаете, снимая документальное кино нужно быть готовым к любому финалу, в том числе и к не «хэппи-энду». Но, к счастью, благодаря египетскому консулу, все закончилось хорошо.— Правильно ли я понимаю, что миссия вашего фильма и состоит в том, чтобы показать: несмотря на все границы, которые политики выстраивают между народами, для простых людей всегда важнее их историческая память и искренние чувства?— Для меня, как для художника, это гораздо важнее. Но я верю, что и каждый, кто посмотрит фильм, прочтет это интервью, узнает эту историю, также задумается, что он может сделать для своего окружения, для кого-либо, чтобы стать началом цепочки добра.— В вашем фильме была очень похожая фраза: «Если ты спасешь одного, спасешь весь мир».— Да, и эта фраза на самом деле молитва, она из Библии.— Разве не из Корана?— В том-то и дело, эта молитва встречается в обеих религиях: в исламе и иудаизме. Это очень интересно: в моем фильме эту фразу произносит берлинский имам, но и каждый еврей знает эту молитву, так как она также есть в Торе.— Политическое напряжение между Израилем и мусульманскими странами региона очень созвучно конфликту, который сейчас происходит здесь, у нас. Было бы здорово, если бы появлялись фильмы с такими же посылами, как ваш.— Да, как я вам и говорила, каждый человек в силах показать, что по ту сторону — тоже люди. Если ты не смотришь на другого человека, как на врага, даже если вы говорите на разных языках, едите разную еду и все такое, но ты думаешь о нем, как о человеке, можно будет закончить очень много войн. Перед каждым человеком стоит выбор: каким он хочет войти в историю? Быть хорошим или плохим, убить кого-нибудь или спасти чью-нибудь жизнь? Мой фильм и поднимает этот вопрос.— Почему исторические события почти столетней давности так часто становятся поводом для политических провокаций и манипуляций?— Об этом стоит спросить политиков. Я думаю, в этом их суть: лично я считаю, что большинство системных политиков просто стремятся к власти и деньгам. Так везде, во всех странах. Может быть, кроме Мексики, — там очень приятный премьер-министр сейчас [Адан Аугусто Лопес], ну и еще несколько не коррумпированных политиков, хороших людей, которые заботятся о благополучии людей в их странах. Но как минимум 80% политиков просто хотят власти и денег, как можно ожидать от этих людей стремления к миру?— Вы не боитесь каких-нибудь проблем из-за поездки в Россию в этой политической ситуации?— Ну я знала, что здесь безопасно. Я не была уверена, но мои русские знакомые в Израиле говорили мне, что это безопасно. Что же касается остального: я ведь приехала всего на пару дней, не с политическими целями, я приехала просто говорить о моем фильме, о мире, о культурных мостах между людьми. Для меня было очень важно это сделать. И, кроме того, я думаю, что люди, вовлеченные в киноиндустрию, не имеют отношения к политическим решениям своих властей. И, конечно, я хотела привезти на фестиваль именно этот фильм с таким посылом, я думаю, это очень актуально и важно. И если бы этот посыл не был нужен аудитории, его бы не отобрали как один из семи фильмов конкурса документального кино.— Среди Праведников народов мира очень много украинцев (2691 человек, четвертое место после Польши, Нидерландов и Франции). Может быть, вы могли бы рассказать что-нибудь о них?— Среди Праведников народов мира тысячи и тысячи человек. Я не знаю, конечно, всех историй, но мой друг, режиссер, снял 9 фильмов о Холокосте в России. Больше мы в Израиле изучаем, конечно, то, что происходило в Германии, потому что самое большое количество убийств евреев было совершено именно там. Что касается, например, моей семьи, моя родственница была спасена польской женщиной на территории Польши. У каждого в Израиле есть такая история, и поэтому я знаю, в основном, польские истории.Кстати, важно сказать, что уникальность истории, показанной в моем фильме, в том, что он единственный араб, кто получил награду Праведника народов мира. Среди них есть несколько мусульман, но единственный араб — Мухаммад Хельми. Другие мусульмане, насколько я помню, жили во Франции и Албании.— Могу я спросить о ваших творческих планах?— Сейчас я работаю над вторым сезоном веб-сериала под названием «Заповедник "Ферма свободы"». Первый сезон был очень успешен и получил шесть международных наград как лучший веб-сериал гильдии документального кино Израиля. Он рассказывает о животных, которые были спасены от пищевой индустрии, и о волонтерах, которые занимаются их реабилитацией.
https://ukraina.ru/20230427/1045749857.html
https://ukraina.ru/20230428/1045752693.html
израиль
египет
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/04/1b/1045739489_126:0:761:476_1920x0_80_0_0_50924defcdbb10bdb6dd41f685c47189.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
интервью, режиссер, кино, израиль, египет
В фильме параллельно рассказаны две истории: о том, как араб, мусульманин доктор Мохаммед Хельми спас в нацистском Берлине еврейскую девушку Анну Борос, и о том, как Талия Финкель, совместно с дочерью спасенной девушки разыскивала его семью в наше время, чтобы вручить награду — звание Праведника народов мира.
Трудность заключалась в том, что у Тель-Авива и Каира крайне напряженные дипломатические отношения, и для единственного возможного компромисса, на церемонии должны были присутствовать официальные представители двух стран, что оказалось непростой задачей.
В интервью изданию Украина.ру она рассказала о том, как старалась восстановить историческую справедливость и о том, зачем нужны такие фильмы.
— Талия, прежде всего, я хотела бы спросить о ваших впечатлениях от фестиваля. Вы раньше бывали в Москве, в России?
— Это мой первый раз в Москве и вообще в России. Мое первое впечатление: здесь очень красиво и чисто, и я не ожидала и не представляла, насколько в Москве все огромное. Москва не похожа ни на один город мира, который я видела до сих пор: огромные здания, огромные магистрали, все просто необыкновенно большое. За последние 25 лет я побывала на очень многих кинофестивалях, но в Москве отличается буквально все.
Люди на фестивале были очень отзывчивы и готовы прийти на помощь, и для меня это было очень важно, так как я совсем немного знаю русский язык. Я побыла только на трех фестивальных днях, но, по моим наблюдениям, все было организовано очень профессионально.
— Какие фильмы вам запомнились?
— Я успела посмотреть только два фильма, мне понравилась швейцарская картина «Безумная Хайди» (режиссеры Йоханнес Хартман и Сандро Клопфштейн. — Ред.) — очень безумный, независимый фильм, а я действительно люблю независимое кино. Мне нравятся люди, свободные от мнения фанатов, мнения каких-нибудь официальных институций; свобода, с которой они просто делают то, что делают, очень забавная, веселая, и она нравится мне. Иногда я тоже занимаюсь независимыми проектами, так что я понимаю, о чем идет речь.
— Возможно, многие наши читатели, как и я, не очень разбираются в том, как создается документальное кино. Когда я смотрела ваш фильм, мне все время было трудно поверить, что это реальные события, а не художественный вымысел. Особенно в те моменты, когда показаны ваши приключения с египетским посольством в Германии.
— Конечно, так как фильм документальный, все, рассказанное в нем, — правда. И история из прошлого: о Мохаммеде Хельме, Праведнике народов мира, герое фильма, и история о нынешнем времени. История заключается в том, что доктор Хельми был признан «Яд Вашем» — Праведником народов мира, и в газете появилась маленькая заметка о том, что его семья отказалась принять награду, так как это официальная награда от государства Израиль.
Вы знаете, я активист движения за права человека, и для меня очень важно выстраивать эти мосты между разными национальностями, религиями. Для меня было очень важно высветлить эту историю, сделать ее известной, что мне и удалось. Я провела целое расследование, в фильме показаны документы, которые мне удалось найти. И я знала, что египтяне не захотят иметь никаких контактов с кем-нибудь из Израиля, поэтому я связалась со своим другом, живущим в Вене, его зовут Питер Фукс, и я связала его с другим человеком, который был в Египте и мог найти информацию, и тот человек стал помогать ему, только потому, что он — Питер из Вены, а не Талия из Израиля.
Таким образом, я связывала людей, а они не знали, кто я, мою личность мне приходилось сохранять в тайне. В итоге я была в такой ситуации: у меня есть история, все участники которой давно мертвы, а я сама из страны, из которой их потомки контактировать не станут. Но я хотела восстановить эту историческую справедливость для доктора Хельми, это было очень важно для меня!
Ранее я уже сняла еще один фильм о нем, в 2017 году, «Мохаммед и Анна: все на виду», и в том фильме речь шла только о событиях прошлого, так что я уже хорошо знала эту историю. Когда мне удалось разузнать, на какие хитрости приходилось идти Хельми, как он спасал ее — иногда ему приходилось действовать как агенту КГБ или Моссада, — перевозить ее с места на место, врать людям, даже создать ей новую личность. И, знаете, мне пришлось делать что-то похожее, чтобы эта история все-таки увидела свет.
Потом я отыскала Карлу — дочь Анны Борос. Она не знала Хельми хорошо, она видела его однажды, когда была ребенком, ей было двенадцать, а несколько лет спустя он умер. И она на правах дочери очень хотела сказать спасибо кому-нибудь из его семьи.
Когда же мне удалось отыскать Насера, племянника доктора Хельми, и Карла поговорила с ним по Skype, я поняла, что он человек достаточно либеральных взглядов, очень образованный, очень умный, активист — одним словом, большой человек. Когда я представилась ему и рассказала, что это я стояла за всем расследованием, он был, конечно, очень удивлен, но рад, потому что для него это тоже было очень важно, чтобы история о его дяде стала известной.
Он и Карла согласились приехать в Берлин, побывали во всех тех местах, где в сороковые происходили события; все, что показано в моем фильме, — правда.
До последнего момента мы не были уверены, что церемония состоится из-за проблем с египетским посольством. И на этом фильм мог закончиться. Но, знаете, снимая документальное кино нужно быть готовым к любому финалу, в том числе и к не «хэппи-энду». Но, к счастью, благодаря египетскому консулу, все закончилось хорошо.
— Правильно ли я понимаю, что миссия вашего фильма и состоит в том, чтобы показать: несмотря на все границы, которые политики выстраивают между народами, для простых людей всегда важнее их историческая память и искренние чувства?
— Для меня, как для художника, это гораздо важнее. Но я верю, что и каждый, кто посмотрит фильм, прочтет это интервью, узнает эту историю, также задумается, что он может сделать для своего окружения, для кого-либо, чтобы стать началом цепочки добра.
— В вашем фильме была очень похожая фраза: «Если ты спасешь одного, спасешь весь мир».
— Да, и эта фраза на самом деле молитва, она из Библии.
— В том-то и дело, эта молитва встречается в обеих религиях: в исламе и иудаизме. Это очень интересно: в моем фильме эту фразу произносит берлинский имам, но и каждый еврей знает эту молитву, так как она также есть в Торе.
— Политическое напряжение между Израилем и мусульманскими странами региона очень созвучно конфликту, который сейчас происходит здесь, у нас. Было бы здорово, если бы появлялись фильмы с такими же посылами, как ваш.
— Да, как я вам и говорила, каждый человек в силах показать, что по ту сторону — тоже люди. Если ты не смотришь на другого человека, как на врага, даже если вы говорите на разных языках, едите разную еду и все такое, но ты думаешь о нем, как о человеке, можно будет закончить очень много войн. Перед каждым человеком стоит выбор: каким он хочет войти в историю? Быть хорошим или плохим, убить кого-нибудь или спасти чью-нибудь жизнь? Мой фильм и поднимает этот вопрос.
— Почему исторические события почти столетней давности так часто становятся поводом для политических провокаций и манипуляций?
— Об этом стоит спросить политиков. Я думаю, в этом их суть: лично я считаю, что большинство системных политиков просто стремятся к власти и деньгам. Так везде, во всех странах. Может быть, кроме Мексики, — там очень приятный премьер-министр сейчас [Адан Аугусто Лопес], ну и еще несколько не коррумпированных политиков, хороших людей, которые заботятся о благополучии людей в их странах. Но как минимум 80% политиков просто хотят власти и денег, как можно ожидать от этих людей стремления к миру?
— Вы не боитесь каких-нибудь проблем из-за поездки в Россию в этой политической ситуации?
— Ну я знала, что здесь безопасно. Я не была уверена, но мои русские знакомые в Израиле говорили мне, что это безопасно. Что же касается остального: я ведь приехала всего на пару дней, не с политическими целями, я приехала просто говорить о моем фильме, о мире, о культурных мостах между людьми. Для меня было очень важно это сделать. И, кроме того, я думаю, что люди, вовлеченные в киноиндустрию, не имеют отношения к политическим решениям своих властей. И, конечно, я хотела привезти на фестиваль именно этот фильм с таким посылом, я думаю, это очень актуально и важно. И если бы этот посыл не был нужен аудитории, его бы не отобрали как один из семи фильмов конкурса документального кино.
— Среди Праведников народов мира очень много украинцев (2691 человек, четвертое место после Польши, Нидерландов и Франции). Может быть, вы могли бы рассказать что-нибудь о них?
— Среди Праведников народов мира тысячи и тысячи человек. Я не знаю, конечно, всех историй, но мой друг, режиссер, снял 9 фильмов о Холокосте в России. Больше мы в Израиле изучаем, конечно, то, что происходило в Германии, потому что самое большое количество убийств евреев было совершено именно там. Что касается, например, моей семьи, моя родственница была спасена польской женщиной на территории Польши. У каждого в Израиле есть такая история, и поэтому я знаю, в основном, польские истории.
Кстати, важно сказать, что уникальность истории, показанной в моем фильме, в том, что он единственный араб, кто получил награду Праведника народов мира. Среди них есть несколько мусульман, но единственный араб — Мухаммад Хельми. Другие мусульмане, насколько я помню, жили во Франции и Албании.
— Могу я спросить о ваших творческих планах?
— Сейчас я работаю над вторым сезоном веб-сериала под названием «Заповедник "Ферма свободы"». Первый сезон был очень успешен и получил шесть международных наград как лучший веб-сериал гильдии документального кино Израиля. Он рассказывает о животных, которые были спасены от пищевой индустрии, и о волонтерах, которые занимаются их реабилитацией.