Джек Лондон против Андрея Платонова. Яма против котлована - 13.12.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Джек Лондон против Андрея Платонова. Яма против котлована

© Альфредо Родригес
Читать в
ДзенTelegram
В школе моим любимым автором был Джек Лондон. Его многотомник из местной библиотеки я зачитал, что называется, до дыр. Названия городков и поселков на Аляске знал наизусть.
Много позже, когда довелось летать над полуостровом, с любой высоты узнавал Доусон или Сороковую милю. У меня даже псевдоним тогда было Дмитрий Аляска.
Помнится, написал небольшое эссе о своем любимце, где доказывал, что подлинным воплощением «духа Америки» является не изобретатель Форд со своим конвейером, а писатель Лондон со своим героем Смоком Беллью. И сейчас так считаю.
А вот уже в университете подсел на Андрея Платонова. Первый и последний красный дервиш, создавший, на мой взгляд, магическую архитектуру советского хоровода. Где всё неистово, бескорыстно и гротескно. Его герои за год проживали жизнь. А за жизнь старели на год.
Платонов — главный певец нашей цивилизации, скрестившей жестокость и милосердие, мудрость и наивность, веру и нигилизм…
Опять-таки много позже я побываю в крымской усадьбе Перовских. Именно там юная и пылкая «бомбистка» Софья разрабатывала рецепты коктейля Молотова (тогда это называлось просто химическая бомба), чтобы выжечь классовую несправедливость, социальное неравенство.
Там сейчас делают неплохое шампанское. И пьют в винных подвалах за то, «чтобы у нас всё было». Сюр в духе Платонова. Но об этом чуть позже. Отвлекся…
Пока же просто зафиксирую факт, что два гения создали две цивилизационных модели, два проекта счастья. Один завязан на максимально простое получение благ. Другой — на максимально быструю самоотдачу. Для первого символом Америки стал золотоносный шурф, откуда появился полновесный доллар. Для второго символом Союза стал строительный котлован, где родилась мечта о новом невиданном обществе.
Дмитрий Выдрин - РИА Новости, 1920, 27.10.2020
Дмитрий Выдрин: кто онФилософ, политолог и политтехнолог
Притягательность дивных повествований Джека Лондона, — особенно его главного цикла про золотую аляскинскую лихорадку, — именно в замечательной в своей прозрачности и бескомпромиссности жизненной формулы успеха. В его версии удача, ловкость, труд и отвага героя транзитом, без задержек и остановок, прямо из золотых крупинок конвертируется в громадные блоки красивой жизни. Бельмондо!
Здесь нет посредников между удачей и счастьем. Ну, всяких там чиновников, пожарников, налоговиков и прочей государственной накипи. Нет и теневых «партнеров» — рэкета, депутатов, криминала. Их зачищает самоорганизация с шерифом, виселицей и правом на самозащиту. Добыл — получил!
Магия притч Андрея Платонова, особенно его «строительных саг», — в сверхчеловеческой страсти героев к самореализации. Максимально полно отдать значимой идее, путеводной цели все свои физические, моральные, духовные силы! Видеть даже в тачке — локомотив истории. И тоже всё без посредников…
Помню, когда записывался на последнюю культовую в советском формате стройку БАМа, никто из стройотрядовцев не спрашивал о зарплате. Больше интересовались экзотикой быта: палатки, костры, тайга; ну и аскетичной сложностью труда — только прямые задачи и ничего лишнего. Сделал дорогу — создал себя!
Америка, скроенная по неискаженным рецептам «моряка в седле», могла бы стать «сияющим градом на холме». А Союз, не пропей он страсть своего пророка, вполне мог обернуться Третьим Римом. Не сложилось.
Проект Лондона убили банки и биржи. Прожект Платонова похерила номенклатура. Америка уничтожила двигатель своего проекта — влиятельный средний бизнес. А Союз не создал своего движка — патриотичного среднего класса.
Касательно последнего. «Яростный стройотряд» сдали, как и предвидел мудрый Юрий Домбровский, на «Факультет ненужных вещей».
Я сам живу рядом с ностальгическим музеем артефактов советской эпохи. Искал там среди переходящих знамен за трудовую доблесть и почетных грамот нужные мне символы эпохи. Не нашел. Там даже нет серпа и молота. Наверное, еще не сдали. Серпом враги казнят наших слабых, а наши молотом карают их подлых.
Но это — отдельная история.
Удачливый и обласканный судьбой Джек Лондон силу видел во всепобеждающем индивидуализме. Понятно: когда ищешь богатство, любой партнер может стать конкурентом. В персональную яму, то есть в шурф за золотом лучше спускаться в одиночку.
Бедствующий и несчастный Андрей Платонов (Клементов) мечтал о кооперации близких по духу людей. Понятно: когда главным в жизни считаешь творчество, даже противник может стать партнером. И даже коллективное рытье котлована может стать судьбой. Лишь бы «общее счастье» не наполняли вульгарным колхозным смыслом…
Жители Стамбула несут цветы к месту теракта - РИА Новости, 1920, 21.11.2022
Турция и её сила. Ванский кот, который гуляет сам по себе
К чему я об этом? А к тому, что Третья мировая, которая сейчас разворачивается, наполнена особым смыслом.
Первая мировая была войной географической. Вторая мировая — идеологической. Но Третья мировая — уже война мировоззренческая, цивилизационная. И здесь именно Россия выступает главным противником Штатов.
Китай? Да он просто опоздал на свою войну второго рода. Многовекторность? Да это просто архаический рудимент противостояний первого рода…
Мой школьный любимец Джек Лондон как раз и был одним из лучших отражений, воплощений и гонцов цивилизации ярого персонализма. Он хотел исправить все недостатки устоявшейся и привычной модели бытия. Исправить «ямочным ремонтом». То есть вернуть своему укладу первобытную силу страсти личности, индивида, персоны, имеющей личный шурф со всеми вытекающими оттуда ништяками.
Мой университетский кумир Андрей Платонов был пусть непонятым современниками, но великим пророком пока еще не состоявшегося прорыва к будущему. Он надеялся, что именно в строительном «котловане», после бесчисленных проб и ошибок, коллективное сознание исторгнет сверхусилием из собственного нутра новый волшебный мир.
Сама кончина этих гениев показательна. Первый — фактически умер от передозировки. Второй — фактически от недоедания.
Так вот. Нашим оппонентам, недругам, врагам при всей их суммарной мощи и богатстве вряд ли удастся победить в этой войне. Из персональной комфортной ямы, из золотоносного личного шурфа нельзя увидеть картину общей гармоничной экзистенции. Кругозор не тот.
Но и нам, при всей мощности генетического кода, при всем ресурсном и территориальном достоянии победить будет сложно. Слишком много в котловане накопилось вредных «соратников», лишних «прорабов» и бессмысленных смотрящих. И вообще, нет пока «котлована». Есть те же лондонские, во всех смыслах, «ямы», только областного масштаба.
Например, сейчас принимаются областные бюджеты. И руководство субъектов РФ при этом старательно не замечает, что уже в самой России разворачиваются военные сражения, в том числе и за ее собственную территорию. Ну, конечно: из какой-нибудь зауральской, пусть и большой, ямы этого не видно.
Хотя надо отметить, что России оглушительно повезло не вляпаться в «украинский блицкриг». Всякого рода идеологи архаичных географических и идеологических войн подталкивали ее к «стодневной компании». Тогда бы неизменившаяся страна, развращенная быстрой победой, на годы, если не навсегда, утратила бы свою пассионарность. Последняя строится только на испытаниях и трудностях, на собственном изнурительном образе жизни.
А легкая виктория замуровала бы страну на дне нулевого цикла. Вмонтировала бы народ в дурман безвременья, как муху в янтарь. Только два-три года непрерывных сражений могут выкристаллизовать новую имперскую элиту, способную к структурным и прочим глубинным переменам в своей державе.
А еще небыстрое дело — возрождение аутентичного образования, культуры, искусства… Похоже, Запад этот люфт времени нам подарил. Мерси боку!
Маятник Фуко: от Херсона до Капитолия
Ну, и «родственники». Одни, как Украина, угодили в волчью яму. Или, скорее, в стрелковую ячейку с очень неглубоким и простреливаемым ходом сообщения с ситуативными союзниками. Перечитайте американского писателя и поймете, чем все закончится. Хотя и так ясно, что построить новую страну без фундаментального «котлована» невозможно. Не выстоит «краина» на ямах, воронках и прочих бункерах.
Другие, даже вместо шурфов, не говоря уже про строительные котлованы, закладывают бомбоубежища. Но там можно выжить, но не жить.
Третьи роют отдельные то ли арыки, то ли канавы. Наверное, вспоминают, что говорил еще один гений Оскар Уайльд: «Все мы черви в канаве, но кое-кто из нас смотрит на небо». Без неба нет и шансов на человеческую жизнь.
Хотя мелиоративные каналы — хорошая прелюдия для будущих котлованов. Это понял еще сам Платонов, который начинал свою карьеру именно как успешный мелиоратор. А сейчас восходит звезда еще одного бывшего дипломированного мелиоратора — одного из лидеров Центральной Азии Шавката Мирзиёева. Надеюсь, он почитывает российского классика.
И есть еще упомянутые винные подвалы. Но вы знаете, кто пьет шампанское по утрам…
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала