Чему научился в Киеве Михайло Ломоносов - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чему научился в Киеве Михайло Ломоносов

Михаил Ломоносов - РИА Новости, 1920, 19.11.2021
Читать в
310 лет назад, 19 ноября 1711 г. (по н. с.) родился Михаил Васильевич Ломоносов — самый великий из русских гениев. Феномен его личности невозможно в полной мере понять, если не учитывать малороссийский период его жизни и рассматривать его развитие в отрыве от культурно-образовательных центров «матери городов русских»

Хотя и рос юный Михайло Ломоносов на поморском Севере, книгой, открывшей для него «врата учености», по его собственному признанию, стала «Грамматика» Мелетия (Максима) Смотрицкого — русина, жившего в Речи Посполитой. Поступив в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, Михаил попал теперь уже в непосредственное окружение педагогов-малороссов, воспитанников Киевской академии.

Митрополит Петр Могила
18 сентября. Начало работы поместного собора Киевской митрополииВ этот день в 1640 г. в Киеве начал работу церковный собор, сыгравший важную роль в истории русского православия. Инициатор собора, знаменитый киевский митрополит Петр Могила, планировал фактически перезагрузить церковную организацию юго-западной Руси, но результаты его деятельности актуальны и по сей день, хотя и получили неоднозначную оценку.

Окончив в Московской Славяно-греко-латинской академии младшие и средние классы (логика, грамматика, пиитика и риторика), Ломоносов решил продолжить образование в Киеве.

На это решение могли повлиять сразу несколько факторов: советы учителей, желание побывать в важном историческом и культурном центре, непревзойденность Киевской академии в преподавании теории поэзии, риторики и особенно латыни.

Последнее обстоятельство было необычайно важным для дальнейшей научной карьеры Ломоносова.

Ведь в Петербургский университет Академии наук принимали лишь при достойном знании латинского языка. Особенно высоко ценилась языковая подготовка выпускников Киевской академии. Многие из них служили переводчиками в государственных учреждениях и Академии наук России.

На берегах Днепра будущий ученый превосходно овладел латынью. В будущем многие свои заметки по физике и корпускулярной теории он писал сначала на латыни, а уж затем переводил их на русский.

Во время пребывания в Малороссии Ломоносов занимался преимущественно изучением «древних летописцев и других книг, писанных на словенском, греческом и латинском языках».

Как Петр Первый «украинизировал» русскую церковь5 февраля 1721 года рязанский митрополит, галичанин Стефан Яворский утвердил «Духовный регламент» ставший по сути уставом Русской церкви. Его автором был псковский епископ, малоросс Феофан Прокопович. Патриаршество отменялось, его заменил коллегиальный орган. Как до этого дошло и почему почти на 200 лет установился такой порядок?

Помимо богословской и философской литературы, в библиотеке при Киевской академии были книги по математике, морскому делу, естественным наукам. Библиотека славилась большой коллекцией рукописей, выполняла, по сути, функции архива.

Крупные собрания книг и рукописей существовали тогда при Киево-Печерской лавре и Софийском соборе. Работа в этих библиотеках во многом подготовила Ломоносова к созданию впоследствии классических трудов по истории, грамматике, риторике, к грядущему преобразованию русской литературы.

В киевский период жизни у Ломоносова укрепился огромный интерес к истории Древней Руси, сподвигший ученого на борьбу с норманнской теорией. Многие сюжеты древнерусской истории нашли отражение в «Идеях для живописных картин из Российской истории», которые Ломоносов по поручению Екатерины II разработал для украшения помещений императорского двора.

В Киеве Ломоносов смог познакомиться с рукописями знаменитых лекций Феофана Прокоповича о реформе русской пиитики (поэзии) и по риторике. Малороссийский литератор выступал за больший реализм поэтических произведений, необходимость следования античным канонам, отказ от латино-католических стандартов стихосложения и ораторства. В основе классической русской поэзии, созданной в дальнейшем Ломоносовым, лежали эти важнейшие принципы.

День в истории. 31 октября: на Соловках скончался последний кошевой Запорожской СечиВ этот день в 1803 г. в знаменитом монастыре русского Севера завершил свой долгий земной путь Петр Калнышевский — последний предводитель запорожского казачества. Обязанный своим возвышением не столько воинской удали, сколько личному богатству и бюрократическим способностям он символизировал собой естественный закат вольницы на Днепре.

Взять, к примеру, его наставление сочинять стихи «по природному нашего языка свойству» и ни в коем случае «того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить». В первом же примере, приведенном в начале сочинения Ломоносова под названием «Риторика», он перечислил названия мест, наиболее для него значимых: Двина, Волга, Днепр и Нева.

В Киевской академии Ломоносов имел возможность развить художественные навыки, так как рисованию здесь уделялось большое внимание (в отличие от Московской академии). Незаурядность его изобразительного мастерства в дальнейшем проявилась при создании знаменитых мозаичных картин.

Скорее всего, именно шедевры древнерусского мозаичного искусства, увиденные в Малороссии, вдохновили Ломоносова на исследования в области оптики, цветоведения, на организацию производства цветных стёкол.

Киевские наблюдения были использованы Ломоносовым при разработке учения о климате, позволили провести первую для Украины научную разработку вопросов климата страны.

По мнению ученого, краткость зимы в Киеве объясняется двумя факторами: географической широтой и значительно меньшей чем в Москве высотой над уровнем моря. Причем, не располагая точными измерениями по последнему параметру, он использовал для решения задачи другой критерий — местоположение относительно истоков великих русских рек (Москва выше, так как истоки к ней ближе).

Луганский литейный завод
День в Истории. В Луганске пущена первая домна британского флагмана екатерининской индустриализации4 октября 1800 года на Луганском литейном заводе была запущена доменная печь, на которой впервые в России чугун был выплавлен с использованием кокса. Завод был создан по указу императрицы Екатерины II трудами знаменитого шотландского инженера и бизнесмена Чарьльза Гаскойна. Так было положено начало тяжелой промышленности Донбасса и всей Новороссии.

Ломоносов также внес вклад в развитие промышленного потенциала Донецкого бассейна.

В начале 40-х годов XVIII века он принял участие в разработке докладной записки, посвященной модернизации Бахмутских и Торских соляных заводов. Записка была составлена по инициативе Готлоба Юнкера — надзирателя этих заводов, приближенного всесильного тогда фельдмаршала Миниха. Работа над документом проходила в Германии, где Ломоносов находился на учебе, а чиновник знакомился с немецким опытом солеварения.

Проект был нацелен на доведение объема производства соли до 2 млн пудов (с 200-300 тыс.). Для этого планировалась постройка новых и высокотехнологичных (по тем временам) варниц, трубопроводов для подачи рапы на сковороды, улучшение логистики подвоза топлива (в качестве такового планировалось использовать и уголь), сооружение амбаров для хранения вываренной соли.

Реализация плана дала существенный прирост производства, но помехой стали нехватка инвестиций, рабочих рук и трудность использования угля.

Высокая осведомленность авторов доклада о состоянии солеварения на Донбассе дает некоторым историкам основание полагать, что Ломоносов сам побывал в данном регионе. Это могло произойти во время его учебы в Киевской академии, хотя прямых доказательств тому не найдено.

День в истории. 5 января: Скончалась русская императрица — тайная жена малороссаВ этот день в 1762 г. скончалась императрица Елизавета Петровна. Можно было бы вспомнить и захват ею власти, и о несчастной судьбе Брауншвейгского семейства, и отмену в ее правление смертной казни, и первое взятие русскими войсками Кенигсберга и Берлина, и ее 15 тысяч платьев. Но мы поговорим лишь о том, что связывало государыню с Малороссией

Работа над модернизацией Бахмутских и Торских соляных заводов стала исходной точкой серии исследований Ломоносова, посвященных научной организации соляного дела и горнодобычи во всей Российской империи.

Наблюдения за период жизни в Малороссии были использованы Ломоносовым при составлении знаменитого демографического трактата «О сохранении и размножении русского народа».

В нем он указал на особенно распространенный в Малороссии обычай пострижения молодежи в монахи. Основную часть населения Киева в тот период действительно составляли люди духовного звания. В целях сокращения ущерба «размножению человеческого рода» Ломоносов настаивал: «…клобук (название головного убора монахов, здесь: переход в монашество, уход из мирской жизни. — Ред.) запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет».

Желание модернизировать социальную структуру малороссийского общества в совокупности с открытием имевшего светский характер Московского университета породили идею создания вуза в Батурине — административном центре Малороссийского гетманства.

Михаил Ломоносов, вероятно, был причастен к появлению проекта этого учебного заведения, поскольку инициатива исходила от его известного покровителя — графа Ивана Шувалова. В начале 60-х гг. XVIII в. Московский университет находился в центре внимания Шувалова. Тот, в свою очередь, побудил гетмана Кирилла Разумовского выдвинуть идею о создании аналогичного центра просвещения и науки в Малороссии.

За образец для обустройства нового университета была взята структура Московского университета по указу 1755 г. Однако в условиях смены российского правительства и упразднения гетманства этот проект так и не был реализован.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала