- Андрей, как вы считаете, способна ли нынешняя власть провести объективное расследование и довести до приговора подлинных виновников этих резонансных преступлений? Обоснуйте свое мнение.
— Что касается способности команды Зеленского расследовать эти убийства правоохранителей и другие преступления, здесь ситуация кардинально не поменялась, и надеяться на то, что сейчас власть будет активно расследовать эти убийства, я бы не стал. Процесс расследования и дальше будет вялотекущим с минимальным результатом.
Возможно, опубликованное Шарием видео с показаниями одного из свидетелей тех событий на время взбодрит расследование, придаст какой-то импульс, но и это быстро сойдет на нет.
Пока украинская власть не выйдет из парадигмы «священной борьбы за евроинтеграцию», в расследовании расстрелов на Майдане двойная мораль, когда убийство протестующих — это преступление, а убийство правоохранителей — это защита «высоких идеалов свободы», будет доминирующей официальной позицией.
Такое положение вещей будет неизменным, пока политические силы, которые напрямую причастны к Майдану, будут иметь достаточное влияние в стране. Что, собственно, сейчас и происходит. Да, власть, поменялась, но ушедшие в оппозицию политики Майдана мотивированы, активны, и Зеленский их явно опасается.
- На ваш взгляд, может ли вообще правда о событиях тех дней приобрести официальный статус и очистить общество от мифов и пропагандистских штампов?
— Проблема в том, что спустя достаточно длительное время установить и задержать виновных в тех преступлениях будет все сложнее. Даже невзирая на то, что есть масса и видео, и других материалов.
Для того чтобы поменялась официальная позиция по Майдану, должна не только формально поменяться власть, она должна прийти к пониманию такой необходимости. Произойдет ли это с Зеленским, сложно сказать.
Может быть, в случае жесткого столкновения и противостояния с радикалами это станет возможно. Тогда у власти возникнет необходимость показать, что радикалы и инициаторы майдана изначально были криминальны и несут ответственность за преступления, совершенные в 2013-2014 годах. Однако еще раз подчеркну, в нынешних политических раскладах это нереально.
- По прошествии пяти лет что принесла «революция достоинства» Украине — очищение или новый виток раскрутки «злочинной влады» в ее новой реинкарнации?
— К сожалению, в украинской политике с властью с 1994 года происходят одни и те же трансформации. Тогда, если помните, Леонид Кучма пришел к своему президентству с одними лозунгами, а в реальности проводил совершенно другую политику.
Логика украинской политики не сильно изменилась и после Майдана. Любой кандидат в президенты, заняв властное место, тут же становится ярым украинским националистом.
От Зеленского его избиратели ожидали слома этой пагубной политической традиции, но практика показывает, что он уверенно движется в направлении взглядов Порошенко и Ко.