Касательно сегодняшних слов Андрея Ермака (теневой министр иностранных дел в правительстве Зеленского) в Сhatham House в Лондоне о готовности Украины внести изменения в Конституцию, продолжить закон об особом статусе и т.д., нужно воспринимать это как формирование переговорной позиции накануне ожидаемой встречи.
Украина находится под очень большим давлением Германии на Франции, и потому, чтобы сохранить отношения с европейскими партнерами, можно предположить, что представленные Президентом Украины и министром иностранных дел «красные линии» были дезавуированы сегодняшними заявлениями Ермака. Это, в свою очередь, допускает возможность политического компромисса и одновременно демонстрирует готовность Украины к нему. Однако вместе с тем, если этот украинский вариант компромисса не будет воспринят, то будет «план Б», который предусматривает, что этот конфликт будет заморожен.
Какие дополнительные полномочия для ОРДЛО имел в виду помощник президента?
Прежде всего эти особенности закреплены в Минских договоренностях: возможность влиять на назначение руководства правоохранительных и судебных структур, местная полиция, гуманитарная автономия: использование русского языка в публичном пространстве, особый порядок экономических отношений (прямые договоры с правительством, возможность поддержки экономических отношений с РФ).
Предполагаю, что ключевые особенности местного самоуправления не будут кардинальным образом изменены, ведь это, исходя из международного опыта, вполне соответствует классическим принципам мирного урегулирования конфликтов.
Говоря о региональном языке, скорее всего, этот вопрос будет регулироваться не языковым, а этим же законом об особенностях местного самоуправления.
Что может изменится в законе об особом статусе?
Скорее всего, проголосуют за действующий закон без существенных изменений, ведь времени на обсуждение каких-либо изменений объективно нет. Взглянув на график работы ВР, мы видим, что реально остается одна рабочая неделя после заседания «нормандской четверки», к тому же в предновогодние дни, нужно понимать, что собрать необходимое количество голосов будет очень сложно.
Поэтому логичным будет продолжение действующего закона с возможной его доработкой после парламентских каникул.
Какие вопросы могут дорабатываться?
— урегулирование амнистии (возможно, она будет ограниченной);
— вопросы, связанные с выборами: кто должен принимать участие, контролировать сам процесс и признавать результаты этих выборов;
— отклонение от Минских соглашений, что будет частью компромисса со стороны РФ;
— может быть предложена гибридная форма перехода границы под контроль Украины путем временного введения на линию границы патруля ОБСЕ, а затем и Украины.
Подытоживая, можно сказать, что поле для компромисса есть. Ведь Украина считает Донбасс «своим», и РФ с этим согласна.