- Вадим, в Москве прошла информация, что звезда российских политических ток-шоу Вадим Трюхан будет баллотироваться в Верховную Раду. Это соответствует действительности?
— (Смеется, чувствуется, как лицо 47-летнего бывшего дипломата расплывается в «щирой» украинской улыбке, потому что ему польстило, что его назвали звездой.) Два момента. Первый — Вадим Трюхан никакая не звезда, а простой экс-дипломат, гражданин Украины, которому небезразлична судьба его родины. Меня надо не звездой называть, а гражданином Украины. Второй — Вадим Трюхан действительно обдумывает возможность баллотироваться в народные депутаты. Причем он рассматривает разные варианты: и по списку, и по мажоритарке.
Сейчас пребываю в переговорах с официальными партнерами. Какие, пока сказать не могу. Просто избирательная кампания очень затратная вещь — нужны не только деньги, но и выход к массмедиа, и юридическое обеспечение. Думаю, что решение приму на следующей неделе.
Важность этих выборов в том, что действительно сейчас существует окно возможностей.
- А хотя бы сказать, по списку каких политических сил хотели бы пойти и почему?
— Мне импонируют три: «Слуга народа» Зеленского, «Голос» Вакарчука и «Сила и честь» Смешко, который на президентских выборах набрал 6%. Правда, пока политсила Смешко, по последним рейтингам, не фигурирует среди проходных партий.
- Если пойдете по мажоритарке, то в каком регионе?
— Считаю, что по мажоритарке надо идти по тому округу, с которым у тебя есть определенная связь, либо откуда ты родом, либо там, где ты проживаешь. Для меня таким местом является Харьковщина, 179-й округ с центром в Краснограде, небольшом городке с населением 25 тысяч человек. Он включает в себя 5 районов — Лозовской, Сахновщанский, Красноградский, Кегечевский, Зачепиловский — и один городок областного подчинения Лозовая с 60 тысячами населения. Я хоть и родился в Запорожской области, но переехал в эти места — в поселок Зачепиловка — в 4 года. Тут прошла моя юность. Это был небольшой райцентр. В советское время там было около 7 тысяч населения, сейчас — 3,5 тысячи. В Зачепиловке проживает вся моя родня по матери — дяди, тёти, дедушки, бабушки.
- Теперь давайте вновь вернемся к названным вами трем партиям. Чем они вам близки?
— Я исхожу из того, что традиционные политические партии, которые пребывают в украинской политике последние 20-25 лет, себя исчерпали, обанкротились.
- А почему исчерпали?
— Им не удалось удовлетворить запросы избирателей: уровень жизни, зарплат, безработица, тарифы, развитие страны, они не смогли сохранить страну в мире. А вот простых избирателей как раз эти вещи и беспокоят. Чтобы решить весь этот комплекс проблем, нужны новые подходы. Нужны иные, новые политические фигуры.
По моему мнению, вот эти три политические партии и ассоциируются с этой новизной.
- Хорошо, вот какой у этих политических сил новый подход к решению проблемы установления мира в Донбассе? Чем он отличается от подхода прежних партий?
— Тут есть проблема. С одной стороны, они еще не сформировали свои предложения. Например, они могут к российской стороне, к представителям так называемых ДНР и ЛНР. А с другой стороны, открывается окно возможностей, что значит, что я могу повлиять на формирование такого предложения.
А вот у традиционных политпартий уже все подходы сформированы: и тут либо сдача национальных интересов, либо они хотят стоять до конца на том, что есть.
Но у них нет компромиссного плана, который бы позволил добиться мира. Что это значит?
Во-первых, всю эту тему надо разделить на две: одно — это Донбасс, а другое — Крым. Во-вторых, двигаться поступательно, не сразу: освобождение, обмен политзаключенными — Сенцова и Вышинского — и военнопленными, моряками и так далее. Потом надо будет постепенно двигаться по направлению к реинтеграции Донбасса в конституционное поле Украины.
- Если вы пойдете по мажоритарке, то не могли бы озвучить свою предвыборную программу — главные три пункта?
— Первое — Украине нужен закон о евроинтеграции, который бы подчинил все усилия государства цели вступления страны в ЕС.
Второе — я бы лоббировал закон о противодействии рейдерству. Просто эта проблема стала угрожать национальной безопасности. При этом больше всех страдают люди, живущие в сельской местности — фермеры и владельцы предприятий, занимающихся сельским хозяйством.
Третье — я бы пролоббировал принятие закона о меценатстве. Почему это важно? Потому что культура и спорт в Украине пребывают в упадочном состоянии. Бизнес должен вкладывать свои деньги в эти сферы.
А что касается войны и мира в Донбассе, то это само собой. Я бы предложил конкретный план, каким образом имплементировать Минские соглашения.
- Ну и как?
— Просто принять те законы, которые вытекают из положения Минских соглашений — об амнистии, о выборах, об особенностях управления на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей и так далее.
- А сейчас все уже месяц обсуждают тему закона о языке, который воспринимается как геноцид по отношению к русскому языку. Что вы о нем думаете?
— Тут всё просто. Смотрите, есть три варианта действий: послать его в Венецианскую комиссию для анализа; послать его в Конституционный суд, который определит, какие его положения отвечают Основному закону, а какие нет; после того как будут получены рекомендации Венецианской комиссии и решения Конституционного суда, имплементировать их.
Этот закон надо деполитизировать. Он слишком политизирован. Его надо перевести в плоскость профессионального обсуждения, профессионального анализа.
- Возвратимся к «звезде российского телевидения». Вы вообще узнаваемы на Украине благодаря вашим выступлениям в российских политических ток-шоу?
— Это палка о двух концах. С одной стороны, очень серьезная узнаваемость, можно предположить, что это мне поможет на выборах, а с другой — это определенная токсичность, так как в украинском политикуме и экспертной среде не считают это правильным.
Я вообще считаю, что единственное, что мне может помешать участвовать в выборах, это фактор моего участия в российских политических ток-шоу, потому что по другим критериям я четко подхожу любой украинской политической партии демократического толка. Я профессионал, у меня незапятнанная репутация, я не был никогда замешан в коррупции.
- А если пойдете по мажоритарке, поможет? Смотрят в вашем районе российские телеканалы и российские политшоу?
— Вот в этом случае поможет. Почему? Потому что на Востоке Украины смотрят больше российских программ и ток-шоу. Смотрят, потому что для восточноукраинских избирателей эта тема интересна. Там узнаваемость намного выше. Больше, чем в Киеве или во Львове. Сначала идет узнаваемость, потом формируется лояльность.
- Харьковщина — это в общем-то «ватническая» территория, а вы на российском ТВ заявляете «укропскую» позицию. А не боитесь, что эта позиция не поможет вам победить на мажоритарке?
— Мои выступления всегда сбалансированы. Я никогда не выступал против российских граждан. Я никогда не был против России, я всегда выступал против режима. Это совпадает и с мнением большинства людей, живущих в Украине. Люди симпатизируют россиянам, но не воспринимают режим РФ, который принес им много бед: разрушил семьи и бизнес. Многие предприниматели, которые ориентировались на Россию, либо обанкротились, либо были вынуждены переориентироваться.
Я не считаю, что Харьков и Харьковщина — это «ватные» территории. Я убежден, что сбалансированность и проукраинскость моей позиции тут воспринимается позитивно. А что касается «ватников», то есть люди с ярко выраженными антиукраинскими и пророссийскими настроениями, они, конечно же, тут есть, но они есть и в Киеве, и во Львове. Но их количество не является критичным.