А также указал на четыре фактора, которые определят, будет ли новый майдан в Киеве или нет.
- Дмитрий, Владимир Зеленский по последним опросам вышел на первое место. В чем его феномен? Как у него это получилось?
— Тут несколько факторов. Роль непрофессиональных политиков усиливается в ситуациях, когда снижается доверие к политическим институтам. Последние опросы на Украине показывают, что институты президентства, парламента и правительства теряют доверие.
На этом фоне важнейшим фактором является сегмент массовой культуры. Вот тогда во власть приходят непрофессиональные политики: не только артисты или какие-то другие представители шоу-бизнеса, но и разного рода общественные активисты, которые достаточно серьезно медийно представлены, но при этом у них нет отрицательного рейтинга. Просто они не были во власти. Сама принадлежность к власти уже серьезно снижает электоральный потенциал.
Аналог Зеленскому в Европе есть. Это итальянская партия «Пять звезд», которую возглавляет комик Беппе Грилло.
- Где и в чем интерес России на этих выборах? Кто на них пророссийские кандидаты? Есть ли они вообще?
— Вообще пророссийских кандидатов не было и никогда не будет на Украине. Проблема заключается в другом — в рисках, в определении того, какой из кандидатов будет рискованее для Москвы.
Понятно, что рискованный кандидат — это тот, который будет строить свою кампанию на радикализации конфликта. И понятно почему. Потому что он заинтересован в различных провокациях в Донбассе и Азовском море. Кандидат, который говорит, что у нас российское вторжение, более опасен, чем тот, кто говорит, что из-за нерадивости власти на газопроводе постоянно возникают проблемы.
- Как эта кампания коррелирует с будущими парламентскими выборами, которые пройдут осенью?
— Сейчас уже никто не думает о президентских выборах. Например, Юрий Бойко. Даже если предположить, что он возьмет и агрегирует весь электорат Юго-Востока, даже если договорится с Ахметовым, что кандидат последнего — Вилкул — не будет играть на этом же электоральном поле, то вариантов по продвижению его в президенты будет не очень много. Вот поэтому Бойко сейчас не думает о президентских выборах, он думает о парламентских.
Если коалиция политсил Юго-Востока получит на выборах в Верховную Раду 15 процентов плюс, то у них будет возможность блокировать самые радикальные инициативы. Типа размещения на территории каких-нибудь ракет средней и меньшей дальности. И вот это будет устраивать Кремль.
- Многие эксперты и многие украинские политики полагают, что если Порошенко победит, то победит только путем фальсификаций. Как вы считаете, кандидаты, которые не согласятся с его «победой», в частности, Тимошенко, могут ли устроить в Киеве третий майдан? Это вообще возможно или нет?
— Я напоминаю, что такая позиция уже начинает формироваться. Например, на Украине часть кандидатов договорились о проведении честных выборов. Это и Тимошенко, и Зеленский, и еще целый ряд.
Фальсификации могут быть только со стороны тех, кто контролирует ЦИК. А его контролирует Порошенко.
Почему кандидатам надо объединяться? Во-первых, потому, что им надо раскидать наблюдателей. Большое количество кандидатов — это же расщепление наблюдения. А значит, это возможность для фальсификаций в пользу Порошенко.
Поэтому Тимошенко и Зеленский распределят по разным регионам наблюдателей, чтобы мониторить основную часть избирательных участков, чтобы не допустить нарушений и фальсификаций. Наблюдатели им нужны именно в стратегически для них значимых регионах.
Это ведь первый тур. Тут важны будут один-два процента в подсчетах. Если не будет координации наблюдателей, то тут будут возможны фальсификации.
Во-вторых, Тимошенко и Зеленскому надо контролировать голосование в воинских частях, в госкомпаниях типа «Укрзализныци» и «Нафтогаза». Думаю, понятно почему.
А что касается самих массовых акций протеста, то они будут зависеть от трех основных факторов.
Первый — интерпретация результатов. Команды кандидатов будут проводить свои экзитпулы. Это принципиально. У них должно быть подтверждение того, что официальные результаты не совпадают с показателями экзитпулов.
Второй, причем самый важный, — даже если вы доказали в информационном поле, что ваш кандидат победил, то без силового ресурса вы «победу» у Порошенко не отнимете. Вам необходимо захватить площади. Вот на этом фоне будет большой запрос на такие праворадикальные организации типа С14. Надо обеспечить численное присутствие на основных точках. Это Майдан прежде всего. Надо тупо привести 3-4 тысячи человек, которые будут просто тупо стоять и не допускать на это место протестные массы.
Если структуры, близкие к Порошенко, смогут это сделать, то тогда протест будет сложнее организовать.
На Украине протесты всегда проходят посредством массовых акций.
Третий важный момент — надо показать, что на твоей стороне армия. Просто в случае противостояния очень важно будет то, на чьей стороне будет силовой ресурс. И даже не правоохранительные органы, потому что у них нет танков. Важны военные. Важно, чтобы на момент противостояния они остались в казармах.
Четвертый важный аспект — это внешняя интерпретация. Вы можете выиграть выборы и вывести людей на улицы, и даже частично договориться с армией, но если вам из заграницы скажут: мы тут подумали и решили, что не признаем эти выборы, то вы ничего не сможете с этим поделать, так как деньги дадут только под прежнего президента.