Последняя громкая акция — «активисты» из С14 угрожали расправой подсудимому политзаключенному-журналисту Павлу Волкову, его гражданской жене, а также адвокату Светлане Новицкой.
С14 — неонацисты, осуществляющие незаконные расправы под «крышей» СБУ
После государственного переворота 2014 года в Украине стремительно возросло количество разнообразных молодежных группировок радикально националистического и неонацистского толка, которые позиционируют себя как патриоты и «защитники Украины». Организация С14 — одна из них. Она тесно связана с партией «ВО Свобода», ранее являясь ее молодежным ответвлением. С14 активно принимали участие в Майдане, вербуя себе сторонников среди футбольных фанатов, где весьма распространены неонацистские идеи.
Когда началась война на Донбассе, часть из них пошли убивать соотечественников в добровольческие батальоны. В частности, лидеры Александр Войтко и Евгений Карась вступили в батальон «Киев-2», откуда перешли в батальон «Гарпун». В 2015 году последний был расформирован, их перевели в полк «Миротворец», но они покинули службу из-за разногласий с руководством подразделения.
Организация неоднократно оказывалась в центре скандалов, поскольку ее члены осуществляли нападения на граждан, которые, по их мнению, придерживаются «антиукраинских» и «сепаратистских» взглядов. Большой резонанс вызвало признание Карася в интервью изданию «Лига.net» в сотрудничестве с СБУ, что фактически означает одобрение незаконных расправ над людьми со стороны спецслужбы.
«Если у нас есть информация, мы ее передаем в СБУ. У них есть информация — иногда они передают нам. Причем они информируют не только нас, но и «Азов», «Правый сектор» и так далее», добавил националист, подчеркнув, что силовики вызывают их, когда считают, что на митингах могут быть угрозы: «Например, Одесса, 2 мая. Все говорят, что зашло русское бабло на дестабилизацию. Поэтому спрашивают: кто может приехать? Будет жопа, помогите», — заявлял Карась.
Именно после этого интервью консорциум Terrorism Research & Analysis Consortium TRAC, являющийся цифровой базой исследований и анализа терроризма, обозначил С14 как террористическую организацию.
«Группа С14 (Сич) — это полувоенная правоцентристская радикальная группа, которая имеет тесные связи с националистической украинской партией «Свобода», — отмечалось на сайте консорциума.
Самое известное преступление, в котором замешаны члены «Сичи», — убийство 15 апреля 2015 года публициста Олеся Бузины. В нем обвиняются активисты организации Денис Полищук и Андрей Медведько. Несмотря на наличие многочисленных улик против обвиняемых, они спокойно разгуливают на свободе, а судебное рассмотрение фактически тормозится Генпрокуратурой Украины. Поэтому преступление остается без наказания.
За счет налогоплательщиков
Среди спонсоров, которые прямо сотрудничают с радикалами, Карась называл различных политиков из «Народного фронта», «Свободы» и «Самопомощи»: Игоря Луценко, Юрия Ильенко, Егора Соболева, Владимира Парасюка, Юрия Бублика.
К слову, неонацисты-террористы получают финансирование и непосредственно от государства. Так, в 2016 г. из бюджета Киева в рамках распределения организации выделили 183,5 тысячи грн на проект «Простор» как проект-победитель, набравший наибольшее количество голосов в интернет-голосованиях. В 2017 г. Министерство молодежи и спорта профинансировало ряд мероприятий С14 в Киеве, Житомирской и Черновицкой областях. Позднее аффилированная с ней структура — «Союз ветеранов войны с Россией» — получила бюджетные средства на военно-патриотические сборы «Ястреб-2017» в Черниговской области.
Вспомним также другие деяния националистов. Кроме уличных избиений «сепаратистов» они были замечены среди нападавших на российские дипломатические учреждения, а также осуществляли активное противодействие акциям представителей ЛГБТ-сообщества
Весной-летом 2017 г. «сичевики» организовали серию нападений на левых активистов и журналистов. От их рук пострадал левый активист, историк Станислав Сергиенко, получивший в Киеве несколько ножевых ранений, а также бывший журналист, а ныне социалист Денис Жарких, который был избит и отравлен слезоточивым газом «Черемуха».
В 2018 г. С14 осуществила ряд погромов ромских таборов, один из которых закончился гибелью обитателя табора. Чего они, кстати, и не скрывали. Ответственности за инциденты так никто и не понес.
Против лидера С14 Евгения Карася открыты ряд уголовных производств, одно из них — за нападение на бразильца Рафаэля Лусварги и угроз его адвокату. Но вместо разбирательств и наказаний за неправомерные действия Карася включили в Совет общественного контроля Национального антикоррупционного бюро Украины.
Как С14 «наехали» на Волкова, его родных и адвокатов
Последняя по времени атака нацистов состоялась в понедельник, 21 января, когда представители нацистов-погромщиков организовали беспорядки в ходе судебного заседания над журналистом Волковым, угрожая расправой ему самому, его гражданской жене Валерии и адвокату Новицкой.
Само заседание было назначено на 14:00, тогда же в зал зашли пять человек, двое из которых были в камуфляже. По словам Волкова, на просьбу представиться они ответили, что «из общественной организации и хотят просто послушать». Чуть позже выяснилось, что один из зашедших в зал молодых людей является заместителем главы местной организации С14. Некоторые подчеркнули, что они — военнослужащие АТО.
Как сообщается на странице Free Pavel Volkov — blogger and writer — political prisoner of Ukraine в Facebook, «активисты» устроили в суде настоящую вакханалию, выкрикивая оскорбления в адрес всех присутствующих, в том числе адвокатов и представителя Международного общества прав человека (МОПЧ). Их называли «сепарами», «ватой», «колорадами» и «предателями». Самого Волкова призывали «расстрелять без суда».
Адвокату Новицкой угрожали лишением адвокатского свидетельства, потребовали от нее убираться в Россию, а родственникам обвиняемого заявили, что собирают на них досье, которое передают третьим лицам. Прокурора обвинили в «сливе дела», а тот предложил адвокату вызвать полицейских, по приезду которых были составлены заявления по факту препятствия адвокатской деятельности. Кроме того, угрозы и оскорбления от С14 посыпались и на гражданскую жену Волкова, она также вынуждена была подать заявление об угрозах и оскорблениях на национальной почве, сборе и разглашении ее персональных данных без ее согласия.
Неправовые действия прокуратуры и следствия
Что же касается сути процесса, адвокаты Волкова обратили внимание суда на то, что часть исследуемых документов принадлежит к информации, которая содержит охраняемую законом тайну. Но глава судейской коллегии перенесла этот вопрос к судебным дебатам, поэтому суд сейчас не может принять по данному поводу никаких решений. Защита также ходатайствовала о признании недопустимыми доказательства протоколов обыска и производных от них доказательств, так как обыск происходил с нарушением ряда процессуальных норм, в частности, права на защиту. Ведь Волкову объяснили его права только через 9 часов после задержания и обыска, что подтверждается выложенным на официальном сайте СБУ видео. Тем не менее суд это ходатайство отклонил.
«Полтора года друзья, журналисты, правозащитники и другие политзаключенные и преследуемые по политическим мотивам очень удивлялись, почему у нас на заседаниях тихо. И мне нечего было им ответить — я сам удивлялся. Но все в мире преходяще. Вот к нам и пришли гастролеры, — рассказал Волков. — Как оказалось, посетившие суд члены террористической группировки С14 — это местные гопники с Кузнецова (один из не очень благополучных окраин Запорожья). Причём в основном малолетки, им лет по 20. Один постарше представился героем всех котлов с многочисленными контузиями. Люди со стеклянными глазами и одномерным представлением об окружающем мире. Человечество, по их мнению, делится на тех, кто за Украину и кто против. А что это значит, Бог знает».
По мнению Волкова, «задачу перед ними поставили конкретную — оказывать давление на суд, чтобы тот принял заведомо неправомерное решение. Заказчики понимают, что сфабрикованное дело разваливается на глазах, поэтому решили перейти к следующей стадии — беспределу».
Однако подсудимый не теряет оптимизма. «Районная полиция реально настроена на соблюдение порядка и законности, — обратил внимание Волков. — Именно благодаря действиям правоохранителей мне, членам моей семьи и адвокату Светлане Новицкой удалось покинуть здание суда без эксцессов, т.к. гопники ожидали нас у выхода. Между прочим, мониторящие процесс международные организации отмечают, что провокации праворадикалов — распространенная практика с целью снова отправить человека за решетку. Поэтому мы на провокации не поддаемся», — прокомментировал ситуацию для Украины.ру Павел Волков.
«Агрессивно настроенные активисты вели себя очень вызывающе, пытались спровоцировать присутствующих, оскорбляли их, открыто заявляли, что собирают на всех досье с целью передать другим радикальным организациям, угрожали внесением на «Миротворец», — рассказала жена Павла Валерия.
По ее словам, полицейские Запорожья, вызванные для наведения порядка в помещении суда, «не только быстро приехали на вызов и выполнили свои задачи, но и пресекли провокации группы С14 после окончания слушаний и обеспечили безопасный отход из здания суда участникам процесса и родственникам обвиняемого. Не знаю, будет ли открыто дело по нарушениям 21 января, учитывая несовершеннолетний возраст большинства нарушителей, но после беседы с сотрудниками полиции я чувствую себя несколько спокойнее», — добавила Валерия.
Таким образом, деятельность национал-радикальных организаций, таких как С14, на Украине является продолжением государственной политики, поскольку те подконтрольны спецслужбам и другим представителям постамайданной государственной власти. Именно с ведома государства они делают внесудебные расправы и осуществляют давление на неугодных граждан.
При этом необходимо напомнить, что полиция находится в ведении нынешнего политического противника президента Петра Порошенко министра МВД Арсена Авакова. Чем и объясняется противодействие со стороны полиции националистам из С14.